Чайка на орбите
Почему же «Чайка»? Споры относительно названия автомобиля, которому была уготована судьба стать несбыточной мечтой миллионов советских граждан и вполне реальной для особо удачливых, разгорались нешуточные. Подходящее имя «Стрела», например, но его забраковали, как и множество других звучных вариантов. Один из инженеров Горьковского автомобильного завода в полемике произнес: «Есть же «Волга», почему бы над ней не парить «Чайке»?» Так ГАЗ-13 и стал именоваться. Первые серийные образцы собирались осенью 1958-го, а разработка дизайна и технического наполнения проводилась несколькими годами ранее. Уже в начале 1960-х «Чайка» в количестве 45 единиц заполнила кремлевский гараж. С тех пор все важные события в стране обслуживали «Чайки», будь то партийные съезды, государственные приемы, церемонии вручения наград, визиты иностранных гостей и далее по списку. Черные «птицы» составляли автопарк «Интуриста», а редкие экземпляры по особому распоряжению выкрашивали в другие цвета. Говорят, сам Никита Хрущев поручил покрыть «Чайку» белым и преподнести ее триумфально вернувшейся из космической одиссеи Валентине Терешковой. Любопытно, что легенде отечественной космонавтики, которая ровно 60 лет назад — 16 июня 1963 года — освоила околоземное пространство наряду с мужчинами, став первой женщиной-космонавтом в истории, был присвоен позывной «Чайка».
Его величество салон
«Чайка» во всем была пионером для Горьковского автозавода. И прежде всего это касалось ее внешнего вида. Дизайном красивейшего советского авто занимался Лев Еремеев, черпавший вдохновение в так называемом «детройтском барокко». За основу были взяты приобретенные для изучения кабриолеты Carribean и Patrician, выпущенные с конвейера Packard Motor Car Company. С точки зрения технической начинки, ГАЗ-13 отличался усовершенствованными техническими характеристиками: был оснащен гидроусилителем руля, электрическими стеклоподъемниками, четырехкамерным карбюратором и 195-сильным мотором — небывалыми инновационными решениями для отечественного автостроения. За комфорт и роскошь отвечало панорамное остекление, пятидиапазонный радиоприемник, антенна с электроприводом, поворотные форточки за задними дверями и, конечно, элементы декоративной отделки — выключатели цвета слоновой кости, обилие хрома в окантовке приборов, передний диван. За такое оснащение интерьер «Чайки» прозвали «Его величество салон». На самом деле, вариаций представительского автотранспорта было несколько. Под маркировкой ГАЗ-13А в 1961 году был выпущен лимузин с перегородкой между водительской и пассажирской зонами, версии с открытым верхом — кабриолеты-«фаэтоны» ГАЗ-13Б. Позднее стали поставлять ГАЗ-14, но под определенные запросы изготавливали штучные экземпляры.
Закат легенды
С 1959 по 1977 год с конвейера Горьковского автозавода выходили «Чайки» серии 13, часть из которых была переоборудована под транспорт для военных парадов, киносъемочные автомобили, выпускались бронированные ГАЗ-13А, кареты скорой помощи ГАЗ-13С, а с 1977-го началась история ГАЗ-14. Правда, его внешний облик и внутреннее содержание претерпели незначительные изменения. Объяснялось это просто: и технически, и с точки зрения дизайна автомобиль был выполнен безупречно, гармонично и не нуждался в значительных доработках. За чуть более чем 20 лет Горьковский автозавод выпустил чуть больше 3000 экземпляров; до наших дней сохранилось несколько десятков, чью стоимость хозяева оценивают в сотни тысяч долларов. К слову, о цене «Чайки» ходили легенды. Поговаривали, что стоимость ГАЗ-13 равнялась 21 «Волге», по другим версиям, при цене в 5 500 рублей за «Волгу», «Чайку» примерно оценивали в 17 500 рублей. С производства легендарное советское авто было снято в 1988 году, после чего на заводе полностью уничтожили всю рабочую документацию и техническую оснастку для производства ГАЗ-14.
В 1958 году на ЭКСПО в Брюсселе «Человек и прогресс» автомобили Горьковского завода были удостоены высшей награды — Гран-при. От СССР экспонировались «Волга», «Чайка» и «ГАЗ-52».