Особняк Рябушинского. Чарующий и одиозный

В начале XX века в России появилась особая порода купцов, у которых, невзирая на богатство, не было охоты до нелепого прожигания жизни, но существовало влечение ко всему подлинному, созидательному, прогрессивному. В стремлении отличиться они конкурировали между собой — заказывая проект городской усадьбы модному столичному архитектору, московский миллионер, банкир, фабрикант, меценат Степан Рябушинский поставил задачу: «Построить дом лучше, чем у Саввы Морозова».

Стиль нового века

В европейских столицах того времени, являвшихся ориентиром для всего мира, блистал модерн, архитектурный стиль, ставший ответом художников на научно-технический прогресс. Используя передовые инженерные технологии и строительные материалы, зодчие новой эпохи возводили дома, будто бы созданные самой природой. В Москву модерн привез Федор Шехтель после посещения Всемирной выставки в Париже в 1900 году. Маститый архитектор — на тот момент по его проектам в столице уже были построены частные дома, в том числе особняк для супруги Саввы Морозова в стиле английской готики на Спиридоновке, театр, библиотека, типография, гостиница, церковь, магазин, парковый комплекс — создал настоящий magnum opus.

Особняк Рябушинского. Чарующий и одиозный_foto

Легенда купеческой Москвы

На Малой Никитской улице, застроенной однотипными деревянными домами, появился диковинный особняк — с кубическим объемом и асимметричными выступами стен, облицованный светлым глазурованным кирпичом. В лучших традициях модерна каждое окно его индивидуально по форме, размеру и декору. Фасад по всему периметру верхней части украшен мозаичным фризом с изображением ирисов. Облик здания задумывался на причудливом контрасте геометричной тектоники и беспокойного декора, как бы живущего собственной ирреальной жизнью. Художественный язык внутреннего убранства дома богат и сложен. Интерьер являет собой рукотворное природное царство. Первый этаж олицетворяет подводный мир. Со второго этажа в холл плавно стекает мраморная лестница-волна, символ постоянного движения, увенчанная люстрой в виде огромной светящейся медузы. Дверные ручки отлиты в форме морских коньков, потолки украшает лепнина, имитирующая заросший водоем. Второй этаж символизирует земной мир, в декоре присутствуют древо познания, лилии, саламандры. Третий этаж — небесный. Дом, оснащенный по последнему слову техники — лифтом, кондиционированием, телефонией — имел невидимый верхний ярус с тайной молельней, где истовые старообрядцы Рябушинские общались с Богом во времена, когда их вера преследовалась властью.

Особняк Рябушинского. Чарующий и одиозный_foto

Государственная собственность

Знаток иконописи Степан Рябушинский устроил в доме реставрационную мастерскую и вроде бы даже собирался открыть музей иконы. Его собрание святых ликов в значительной степени сформировало ту коллекцию, которой сегодня владеет Третьяковская галерея. Однако известная купеческая семья недолго владела особняком. После революции Рябушинские эмигрировали, а их имущество национализировали. В дивный дом въехал Госиздат, затем Институт психоанализа, потом в шехтелевских интерьерах заработал детский сад для отпрысков партработников, далее здесь обосновалось Всесоюзное общество культурной связи с заграницей.

Встреча модерна и соцреализма

В 1931 году государство отдало особняк в распоряжение Максиму Горькому. Пролетарский писатель, вернувшийся из итальянской эмиграции и доживавший здесь свои дни, модерн терпеть не мог. «Дом нелеп, но работать можно… Величаво, грандиозно — улыбнуться не на что… — сетовал он. — Лучше бы нам дали хорошую квартиру». Парадокс, но именно в этом доме в 1932 году состоялась встреча Горького, Сталина и советских литераторов Михаила Шолохова, Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Михаила Пришвина, на которой возник термин «социалистический реализм» и сформировалась идеология советского искусства. После собрания, шокированный домом, в котором пришлось поселиться Горькому, Корней Чуковский ужасался: «Самый гадкий образец декадентского стиля. Нет ни одной честной линии, ни одного прямого угла. Все испакощено похабными загогулинами, бездарными наглыми кривулями. Лестница, потолки, окна — всюду эта мерзкая пошлятина».

В 1965 году в особняке Рябушинского открылся Дом-музей имени Максима Горького, который можно посетить и сегодня. Усадьба является архитектурной и культурной ценностью, находящейся под охраной Мосгорнаследия.

 

Подписаться на рассылку

Чтобы оформить подписку заполните форму ниже
Автор: Кристина Фадина
Фотограф: Dreamstime.com