Магия арабески

Когда Европа устала от строгости классицизма, она обратила свой взор на Восток с его знойным очарованием. Перегородки с резьбой, тонкие колонны, игра света и тени, свойственные неомавританскому стилю, придали тяжеловесной европейской архитектуре воздушную грацию.

Неомавританский стиль

Магия арабески_foto

Мода на арабо-мусульманскую архитектурную эстетику пришла в Европу после того, как армии Наполеона прошли по Египту. Архитекторы взяли на вооружение приемы испанского, португальского и исламского средневекового зодчества, в которых воплотились мечты пустынных завоевателей, грезивших о зеленых садах, благословенной тени и изобилии влаги. Европейская стилизация «под Восток» впитала в себя элементы индийской, египетской, османской архитектуры, что оказалось как раз к месту в эпоху романтизма с ее увлечением экзотикой дальних стран. Парижские, венские, петербургские аристократы и буржуа XIX века обустраивали курительные кабинеты и кофейные комнаты в мавританском стиле. На полу — плиточная мозаика и яркие ковры. Стены отделаны панелями из различных пород дерева, парчой, шелком или бархатом. Вместо громоздких шкафов — ниши с деревянными полочками в стенах. К низким, инкрустированным перламутром или медной чеканкой столам — такие же приземистые диваны без спинок и подлокотников. В 1902 году на выставке в Турине знаменитый итальянский мебельщик Карло Бугатти показал мебель, украшенную восточными арками. Формы, изобретенные средневековыми испанскими маврами, шагнули в новый век, чтобы остаться с ценителями прекрасного навсегда.

 

Замок Саммеццано

Магия арабески_foto

Уголок сказочной Мавритании в Италии — замок Саммеццано недалеко от тосканского города Реджелло, который в середине XIX века был превращен в один из самых ярких образцов неомавританского стиля. Каждая комната палаццо декорирована индивидуально и щедро украшена арабесками. Галереи с узкими арками, обилие цвета и строгая геометрия узоров: такого изящества Европа еще не знала.

Воронцовский дворец

Магия арабески_foto

Одним из первых архитектурных памятников неомавританского направления в России стал Воронцовский дворец в крымской Алупке, который строился с 1828 по 1848 год в качестве летней резиденции генерал-губернатора Новороссийского края. Его дымовые трубы напоминают минареты, а входной портал оформлен с мавританской пышностью.

 

Дом на Воздвиженке

Магия арабески_foto

Этот стиль стал нормой для русской усадебной архитектуры. Купеческий сын Арсений Морозов выстроил в Москве причудливый дом с витыми колоннами, ажурными башнями и лепниной в виде ракушек по фасаду после того, как увидел португальский Дворец Пена. «Мавританский замок» стал объектом насмешек публики, а в наши дни он используется для проведения правительственных дипломатических переговоров. И разве не потеплеет в душе северянина, увидевшего среди строгих образцов классицизма на московской Воздвиженке этот дворец из южной сказки?

Площадь Испании в Севилье

Магия арабески_foto

По случаю Испано-американской выставки 1929 года на юге Испании и в Мадриде было создано несколько масштабных городских ансамблей в мавританском стиле, например ансамбль площади Испании в Севилье и театр в Кадисе. Еврейские общины многих городов Европы предпочитали возводить синагоги в мавританском стиле, так как он ассоциировался с золотым веком еврейства в исламской Испании.

Подписаться на рассылку

Чтобы оформить подписку заполните форму ниже
Автор: Игорь Цалер
Фотограф: Dreamstime.com