Подписаться на рассылку
Стиль Гауди
Антонио Гауди крупно повезло. Во-первых, потому, что с самых первых шагов у молодого и нищего архитектора появился богатый покровитель — дон Эусебио Гуэль. Граф Гуэль профинансировал несколько блестящих проектов Гауди, чем и обессмертил себя в веках. Во-вторых, потому что начало творчества Гауди пришлось на эпоху так называемого каталонского ренессанса. В это время в центре Барселоны стремительно строился новый элитный район Эшампле —«квартал Раздоров». Здесь каталонские архитекторы упражнялись в изысканности и оригинальности. Они возвели много великолепных зданий, но ни одно из них не могло сравниться с творениями гениального Антонио Гауди, который создал Нечто, от чего всякого созерцателя бросает в дрожь.
Плавность, гладкость, обтекаемость, отсутствие прямых линий и острых углов, яркие краски и мозаики — так коротко можно охарактеризовать основные черты стиля маэстро. Что действительно отличает его от всех — это безусловная связь архитектуры с природой. Гауди доказал, что дома можно не строить, их можно… выращивать. Его церковные шпили заканчиваются снопами злаков и початками кукурузы, с фасадов домов свисают гроздья винограда, водосточные трубы извиваются в форме змей и рептилий, решетки выкованы в виде пальмовых листьев. Архитектура как скульптура, зодчество как ваяние — вот что такое Гауди. Творчество великого каталонца настолько индивидуально, что исследователи выделили его в особый стиль, который назвали биомодерн. Другая удивительная особенность шедевров мастера состоит в том, что при всей внешней «декоративности» и «музейности», его дома вполне приспособлены для жизни. Поверить в это трудно. Кажется, что в таких теремах могут жить только сказочные существа. Тем не менее, за этими изогнутыми фасадами, под этими вздыбленными крышами идет вполне человеческая будничная жизнь.
Каса Мила
Каса Мила — дом, построенный по заказу семейства Мила. В народе это здание прозвали Ла Педрера — «каменюка». Действительно, шестиэтажный дом похож на гигантскую бетонную волну, захлестывающую тротуар, на дикую скалу, выросшую посреди улицы. В этой постройке Гауди сумел добиться игры света и теней, которые и создают ту самую «фирменную» иллюзию движения. Украшение этой скалы — балконы из кованого железа. Оно переплетено и завязано таким невероятным образом, как будто это не металл, а стебли гибкой лианы. Архитектор предвидел большой поток посетителей в Каса Мила, поэтому на крыше дома он оборудовал смотровую площадку. Следуя своему железному принципу, Гауди превратил сугубо утилитарные части конструкции —дымоходы и вентиляционные трубы — в самостоятельные произведения искусства. Эти загадочные статуи, которые напоминают головы рыцарей и ядовитые грибы, стали таким же символом Барселоны, как и Саграда Фамилия.
Парк Гуэль
Парк Гуэль — самое жизнерадостное произведение Гауди. У всех, кто впервые посетил его, создается ощущение, что этот ансамбль спроектирован шаловливой детской рукой. Забавные пряничные домики у входа, разноцветные, переливающиеся драконы и змеи, вьющаяся вдоль центральной площади скамейка, волшебный грот — все это выглядит, как ожившая сказка. Но все это сказочное королевство, на самом деле, было задумано графом Гуэлем как часть респектабельного загородного поселка для состоятельных барселонцев. В 1900 году по его приказу склон безлесой горы на окраине Барселоны был выровнен и разбит на 60 участков, которые предполагалось продать под строительство усадеб. Однако не в меру амбициозный проект потерпел фиаско — были куплены только два участка земли, причем один из них приобрел сам Антонио Гауди. Несмотря на провал своих первоначальных планов, дон Гуэль все же достроил этот необыкновенный парк, и в 1914 году его сказочные сокровища стали доступны всем желающим.
Одними из самых любимых отделочных материалов Гауди были кусочки керамической плитки и битое бутылочное стекло. Скамейку хранителям парка приходится постоянно реставрировать: многочисленные туристы любят втихушку отколупывать части уникальной мозаики на сувениры. Особенно они охотятся за стеклом синего цвета, поскольку существует поверье, что с теми, у кого есть кусочек этой скамеечной мозаики, могут произойти необыкновенные приключения. Парк графа Гуэль был единственным ландшафтным строением Гауди. Искусственный грот великолепно вписался в архитектурный ансамбль парка. Колонны грота напоминают стволы мощных пальмовых деревьев.
Саграда Фамилия
Кульминацией творчества великого каталонца стал собор Святого Семейства. Возведению этого храма Гауди посвятил 45 лет своей жизни. В те годы архитектор жил прямо на стройке, в тесной, заваленной чертежами каморке. Оплаты своего труда он не требовал, все добытые средства вкладывал в строительство. Гауди не надеялся завершить храм при своей жизни, он мечтал закончить хотя бы фасад Рождества, чтобы плоды многолетних усилий могло увидеть его собственное поколение. Увы, сделать это ему было не суждено. В июне 1926 года 74-летний архитектор вышел на свою обычную прогулку. Он шагал, погруженный в свои мысли, и не заметил приближающийся трамвай — в этот день в Барселоне был торжественно пущен самый первый трамвай. Гауди был еще жив, когда его доставили в больницу. Он всегда уделял очень мало внимания своей внешности, годами носил один и тот же костюм, поэтому старика приняли за бездомного и отнеслись соответственно. Позже тело Гауди было перезахоронено со всеми почестями. Могила великого зодчего находится в часовне Саграда Фамилия — единственном месте в строящемся соборе, где уже сейчас совершаются богослужения. После себя Гауди оставил подробные чертежи, макеты в масштабе 1:10 и эскизы дизайнов. Сегодня уже пятое поколение барселонцев наблюдает неспешное рождение архитектурного шедевра. Работа продвигается очень медленно, поскольку осуществляется на пожертвования: ежегодно на возведение Саграда Фамилия расходуется около шести миллионов долларов. Но даже при стабильном притоке средств строительство собора продлится еще лет 60-65. Точную дату «ввода в эксплуатацию» никто назвать не может. Скептики сомневаются, что храм Святого Семейства вообще когда-нибудь будет закончен. Они считают, что тайный замысел Гауди заключался в том, чтобы сделать его строительство вечным…
Автор: Ольга Иванова