Деконструктивизм. Иррациональное явление

Двадцатый век практически лишил архитектуру эстетического начала, возведя в ранг высших ценностей функцию и логику, порождением которых стали скучный конструктивизм, грубый брутализм, бездушный хай-тек. Зодчие, ощущающие потребность уйти от консерватизма и рутины стандартного проектирования к триумфу дерзновенного замысла, сформировали новый стиль современной архитектуры, который вызывает настоящее культурное потрясение.
Деконструктивизм. Иррациональное явление_foto

Деконструктивизм — это всегда что-то из ряда вон выходящее, неожиданное, непостижимое, это сверхэмоциональная архитектура, провоцирующая сильные переживания. Как и стиль ар-нуво, деконструктивизм отвергает прямые углы и стены, однако, как правило, он не имеет ничего общего с плавностью и текучестью, естественностью и эротизмом линий модерна. Наиболее мягкие женственные проявления деконструктивизма — это построенный канадским архитектором Фрэнком Гери грациозный «танцующий дом» в Праге и небоскреб Бикман-Тауэр в Нью-Йорке, поверхность которого напоминает водную рябь.

Деконструктивизм. Иррациональное явление_foto
Деконструктивизм подобен стихийному явлению — извержению вулкана, цунами, землетрясению. Для деконструктивистских проектов характерны визуальная усложненность, неожиданные изломанные и нарочито искаженные формы, а также подчеркнуто агрессивное вторжение в городскую среду или природный ландшафт.

Как архитектурный стиль деконструктивизм оформился к 1988 году, когда на выставке в Музее современного искусства в Нью-Йорке (МоМА) был озвучен программный манифест деконструктивистов, в число которых входят самые выдающиеся архитекторы нашего времени — Фрэнк Гери, Рем Колхас, Хельмут Свичински, Вольф Прикс, Питер Айзенман, Даниэль Либескинд, Бернар Чуми, Заха Хадид. Они подчеркивали, что главное в их работах — это эмоциональность и неотразимость. По их мнению, архитектура должна «гореть, плакать, улыбаться, рваться и даже ломаться… быть мокрой, сухой, улыбчивой, жесткой, угловатой, пульсирующей». Один из самых эпатажных деконструктивистов, не только архитектор, но и музыкант Даниэль Либескинд любит повторять фразу Черчилля о том, что конфликт может быть средством достижения мировой гармонии. Его архитектура — это асимметрия, сложные переплетения осей, парадоксальные сочетания пространств. Он виртуозно пользуется ритмом, чередует визуальную насыщенность и оглушительную пустоту.

Деконструктивизм. Иррациональное явление_foto
Многие деконструктивистские проекты проникнуты беспокойством, стремительным движением, наполнены криволинейными, ломаными формами. Некоторые здания, как бы разрываемые внутренней силой, похожие на разлетающиеся в стороны обломки, представляют сложный конгломерат перемешанных в беспорядке элементов.

Самые известные, смелые и шокирующие образцы архитектуры деконструктивизма принадлежат Фрэнку Гери. Это Музей Фредерика Вейсмана в Миннеаполисе, «танцующий дом» в Праге, обшитый титановыми листами Музей Гуггенхайма в Бильбао, концертный зал имени Уолта Диснея в Лос-Анджелесе. Подобно панк-музыке, его почерк неофициален, полон противоречий и эфемерности, непретенциозности и жесткости. Это стиль повседневной суеты. Например, при проектировании Музея музыки в Сиэтле Фрэнк Гери вдохновлялся гитарой Джимми Хендрикса, которую тот иногда разбивал после своих концертов. Именно сломанный музыкальный инструмент и лежит в основе облика этого удивительного комплекса из нержавеющей стали и алюминия с оттенками фиолетового цвета, серебра и золота.

Деконструктивизм. Иррациональное явление_foto

Одним из представителей деконструктивизма является Заха Хадид, самая известная в мире женщина-архитектор. Именно ее творчество показывает, каким образом деконструктивизм решает сложнейшие функциональные задачи мегаполисов, к коим относится оформление коммуникационных узлов, транспортных развязок, пересадочных пунктов. Стиль Захи Хадид отличают формы фантастической антигравитационной архитектуры. Музей транспорта «Риверсайд» в Глазго, Центр Гейдара Алиева в Баку, мост шейха Заэда в Абу-Даби, Оперный театр в Гуанчжоу, станция канатной дороги в Инсбруке — Хадид строит много по всему миру, не беспокоясь о стоимости собственных проектов. Здания, спроектированные ее бюро, везде остаются пришельцами, пытающимися вступить в диалог с окружающей средой.

Подписаться на рассылку

Чтобы оформить подписку заполните форму ниже
Автор: Кристина Фадина
Фотограф: Dreamstime.com