Крестный отец трафарета

В 1960-х искусство пробило массивные двери музеев и галерей и вырвалось на улицы Нью-Йорка. Однако в городской среде обжились не рафинированные шедевры без «острых углов», а бунтарское творчество с социальным подтекстом, способное подорвать существующий порядок вещей. Новый Свет был готов к вызову и с достоинством его принял, а патриархальной Европе потребовалось еще лет двадцать, пока некто по имени Ксавье Пру не заявил на весь Париж о своем несогласии с миром.
Крестный отец трафарета_foto Крестный отец трафарета_foto
«Вирус» уличного искусства Blek le Rat подхватил от Дэвида Хокни и Ричарда Хамблетона. Именно этих людей он считает своими учителями и идейными вдохновителями. Творческим методом был избран трафарет: делать его проще и испортить рисунок практически невозможно.

Нью-Йорк 1971 года поразил молодого Ксавье своей хулиганской наружностью: городские кварталы, исписанные призывными лозунгами и незамысловатыми рисунками, походили на громадные полотна. И на них художники, не имеющие ничего, кроме собственного мнения, могли смело, хоть и не всегда законно, высказывать свои мысли. Темы для немого диалога с прохожими, а чаще — с властью, были щекотливыми и весьма злободневными. Потому застать творческих бунтарей при свете дня редко кому удавалось: они выходили к своим холстам под покровом ночи, пока смирные граждане мегаполиса крепко спали в своих теплых уютных постелях. Ксавье, который еще недавно разменял второй десяток, привыкший видеть в родном Париже всепоглощающую гармонию, не мог поверить своим глазам: как можно наносить урон городскому облику, оправдывая свои действия желанием перевернуть с ног на голову привычный жизненный уклад? Это же сущий вандализм! Но пройдет еще десяток лет, и Ксавье Пру назовут отцом уличного трафаретного граффити.

Крестный отец трафарета_foto Крестный отец трафарета_foto
Blek le Rat остается в тени своих раскрученных последователей и не так известен, как, скажем, Бэнкси. Однако сам Бэнкси признается: «Каждый раз, когда я думаю, что нарисовал что-то оригинальное, узнаю, что Blek le Rat уже сделал то же самое. Только на двадцать лет раньше».

В октябре 1981 года Ксавье Пру внезапно исчез, а на смену ему появился Blek le Rat (Блек ле Ра), самобытный уличный художник и основоположник европейского урбанистического искусства. Рисунок крысы, нанесенный черной краской при помощи трафарета, ознаменовал рождение стритартера, а стены, заборы промзон, заброшенные дома и руины зданий навсегда завладели его умом и сердцем. Кстати, свой псевдоним Ксавье Пру позаимствовал как раз у своей «подопечной» — название любимого комикса Blek le Roc парижанин изменил на Blek le Rat (rat в переводе с французского означает «крыса»). «Почему именно крыса? Да потому что именно этот биологический вид выживет после исчезновения человеческой расы. Погибнет всё и вся, а крысы будут вальяжно расхаживать по планете в образе единоличных хозяев Земли. Здорово, если я окажусь среди их числа. Пусть даже в ином состоянии». Мсье Пру всегда отличался оригинальностью, и когда местные полицейские угрожали денежным штрафом или тюремным сроком за порчу госимущества, художник парировал: «Ребята, вы ничего не понимаете в постмодернистском искусстве!»

Крестный отец трафарета_foto Крестный отец трафарета_foto
«Когда я вижу, что Бэнкси нарисовал мужчину с ребенком или крыс, я, конечно, сразу понимаю, откуда он взял идею. И злюсь». Blek le Rat

Экспансия стрит-арта в городскую среду и его неоднозначная эстетика вызывают справедливый вопрос: а законен ли данный вид искусства и в чем его предназначение? Можно увлекаться подражанием, что не является зазорным в этом жанре. Можно тиражировать героев мирового искусства, будь то Адам и Ева, Микки-Маус, Эйнштейн, Уорхол или Чаплин. А можно действительно использовать стрит-арт как эффективный инструмент борьбы. В 2005 году Blek le Rat реализовал очень важный проект, вызвавший бурную реакцию мирового сообщества. Художник создал более сотни трафаретов журналистки Флоранс Обенас, похищенной исламистской группировкой в Ираке. Ее портреты были размещены на самых людных улицах Парижа, по соседству с офисом газеты Libération, в которой работала Флоранс, на фасадах парижской мэрии, тем самым провоцируя правительство на срочные меры. И этот протест действительно сыграл свою роль в освобождении журналистки. Еще один значимый проект Блека ле Ра — трафареты бездомных на улицах городов мира.

 

Подписаться на рассылку

Чтобы оформить подписку заполните форму ниже
Автор: Юлиана Новоселова