![Крестный отец трафарета_foto](https://uam.ru/wp-content/uploads/2022/05/blek-le-rat.jpg)
![Крестный отец трафарета_foto](https://uam.ru/wp-content/uploads/2022/05/bleklerat_02.jpg)
Нью-Йорк 1971 года поразил молодого Ксавье своей хулиганской наружностью: городские кварталы, исписанные призывными лозунгами и незамысловатыми рисунками, походили на громадные полотна. И на них художники, не имеющие ничего, кроме собственного мнения, могли смело, хоть и не всегда законно, высказывать свои мысли. Темы для немого диалога с прохожими, а чаще — с властью, были щекотливыми и весьма злободневными. Потому застать творческих бунтарей при свете дня редко кому удавалось: они выходили к своим холстам под покровом ночи, пока смирные граждане мегаполиса крепко спали в своих теплых уютных постелях. Ксавье, который еще недавно разменял второй десяток, привыкший видеть в родном Париже всепоглощающую гармонию, не мог поверить своим глазам: как можно наносить урон городскому облику, оправдывая свои действия желанием перевернуть с ног на голову привычный жизненный уклад? Это же сущий вандализм! Но пройдет еще десяток лет, и Ксавье Пру назовут отцом уличного трафаретного граффити.
![Крестный отец трафарета_foto](https://uam.ru/wp-content/uploads/2022/05/2-1.jpg)
![Крестный отец трафарета_foto](https://uam.ru/wp-content/uploads/2022/05/dsc_0663-—-kopiya.jpg)
В октябре 1981 года Ксавье Пру внезапно исчез, а на смену ему появился Blek le Rat (Блек ле Ра), самобытный уличный художник и основоположник европейского урбанистического искусства. Рисунок крысы, нанесенный черной краской при помощи трафарета, ознаменовал рождение стритартера, а стены, заборы промзон, заброшенные дома и руины зданий навсегда завладели его умом и сердцем. Кстати, свой псевдоним Ксавье Пру позаимствовал как раз у своей «подопечной» — название любимого комикса Blek le Roc парижанин изменил на Blek le Rat (rat в переводе с французского означает «крыса»). «Почему именно крыса? Да потому что именно этот биологический вид выживет после исчезновения человеческой расы. Погибнет всё и вся, а крысы будут вальяжно расхаживать по планете в образе единоличных хозяев Земли. Здорово, если я окажусь среди их числа. Пусть даже в ином состоянии». Мсье Пру всегда отличался оригинальностью, и когда местные полицейские угрожали денежным штрафом или тюремным сроком за порчу госимущества, художник парировал: «Ребята, вы ничего не понимаете в постмодернистском искусстве!»
![Крестный отец трафарета_foto](https://uam.ru/wp-content/uploads/2022/05/blek-le-rat-7-scaled-e1653550869232.jpg)
![Крестный отец трафарета_foto](https://uam.ru/wp-content/uploads/2022/05/wk_blek-le-rat_la-sc-ne-de--scaled-e1653550931353.jpg)
Экспансия стрит-арта в городскую среду и его неоднозначная эстетика вызывают справедливый вопрос: а законен ли данный вид искусства и в чем его предназначение? Можно увлекаться подражанием, что не является зазорным в этом жанре. Можно тиражировать героев мирового искусства, будь то Адам и Ева, Микки-Маус, Эйнштейн, Уорхол или Чаплин. А можно действительно использовать стрит-арт как эффективный инструмент борьбы. В 2005 году Blek le Rat реализовал очень важный проект, вызвавший бурную реакцию мирового сообщества. Художник создал более сотни трафаретов журналистки Флоранс Обенас, похищенной исламистской группировкой в Ираке. Ее портреты были размещены на самых людных улицах Парижа, по соседству с офисом газеты Libération, в которой работала Флоранс, на фасадах парижской мэрии, тем самым провоцируя правительство на срочные меры. И этот протест действительно сыграл свою роль в освобождении журналистки. Еще один значимый проект Блека ле Ра — трафареты бездомных на улицах городов мира.