Революция на стене
Когда в 2010 году журнал Time выбрал Бэнкси для списка 100 самых влиятельных людей в мире, британский арт-провокатор оказался в компании Барака Обамы, Стива Джобса и Леди Гаги. Для публикации он сфотографировался с бумажным пакетом на голове. Но большинство фанатов Бэнкси на самом деле и не хотят знать, кто скрывается за именем Бэнкси. Они с увлечением следят за развитием стремительной карьеры от стенных росписей в туманном Бристоле до работ, проданных за сотни тысяч долларов на аукционах. Граффити авторства Бэнкси появляются всюду: в Вене, Сан-Франциско, Барселоне, Париже или Детройте. Но он также рисует на холсте, создает концептуальные скульптуры, его фильм «Выход через сувенирную лавку» был номинирован на «Оскар».
Бристольский район Бартон-Хилл в 80-е годы был довольно мрачным местом. Именно здесь будущий герой стрит-арта придумал псевдоним Робин Бэнкс, который постепенно трансформировался в Бэнкси, чтобы легче было расписываться на стене. В это же время он перешел к работе с трафаретами. Яркие, легко читаемые образы понятны всем: «Граффити — несогласие на низовом уровне, но трафареты имеют богатую историю. Они использовались для начала революций и для прекращения войн».
Человек в пальто
К 1999 году Бэнкси перебрался в Лондон, и вскоре дерзкого новичка уже сравнивали с Жан-Мишелем Баския и Китом Харингом. Первая лондонская выставка восходящей звезды в компании других уличных художников состоялась на Ривинтон-стрит в 2001 году, в туннеле возле паба: «Роспись была сделана за 25 минут, после чего состоялась вечеринка с пивом и хип-хопом. На открытие пришло около 500 человек, организация почти ничего не стоила».
В июле 2003 года Бэнкси организовал выставку Turf War. Шоу на бывшем складе в Хакни поразило лондонскую богему карнавальной атмосферой, в которой были задействованы корова, украшенная портретом Энди Уорхола, а также изображение королевы Елизаветы II в виде шимпанзе. В конце этого года высокий человек в темном пальто, шарфе и шляпе зашел в музей Tate Britain с бумажным пакетом в руках. Он поднялся в зал на втором этаже и прикрепил к стене картину, найденную на лондонском уличном рынке. Холст с милым деревенским пейзажем, который пересекала сине-белая полицейская лента, был назван «Полиция Англии разрушила сельскую местность». Таинственным незнакомцем был Бэнкси.
Человек без лица
Бэнкси дает интервью только по электронной почте. Созданное им агентство Pest Control также стоит на страже вселенной Бэнкси от вмешательства извне. Одной из причин для тщательно оберегаемой анонимности были проблемы с полицией, но художник превратил тайну личности в часть собственной легенды. Бэнкси имеет тысячу лиц и оставляет после себя пророческие послания на стенах: антикапиталистические лозунги, карикатуры на жадных корпоративных крыс, рисунок Моны Лизы, вооруженной базукой.
Бэнкси зарабатывает деньги произведениями, которые должны были привлечь внимание к мировой бедности и социальному неравенству. Использует доверчивость тех, кто платит за эфемерные образы, призванные высмеять точку зрения на искусство как материальную ценность и предмет торга. Бэнкси уже не является частью субкультуры, из которой возник. Он намного богаче, чем мог себе представить в начале пути. Его творения раскупают голливудские звезды. Но у Бэнкси остается анонимность — его главное преимущество. Он невидим и неуловим. Может, он сейчас стоит у вас за спиной?
— Граффити — одно из тех орудий, которые остаются у тебя тогда, когда не осталось больше ничего. Бэнкси
— Никогда не было легче продавать искусство, чем сейчас. Вам не нужно ходить в колледж, возиться с портфолио, заискивать перед галереями. Впервые буржуазный мир искусства принадлежит народу. Бэнкси
Выпущенная издательством «Эксмо» книга «Бэнкси. Wall and Piece» содержит первую иллюстрированную биографию культового граффитиста на русском языке, а также рисунки, фотографии и автобиографические заметки.