Россия. Образ собирательный

Мир маленький, а Россия — огромная! И прелесть ее масштабов кроется в поразительном разнообразии: природы, культуры, традиций, образа жизни и мировосприятия людей. Однако, несмотря на многоликость, есть вполне устоявшийся образ страны, воспетый художниками и поэтами, живописцами и скульпторами, зодчими и ремесленниками былых эпох. Такой Россию знают за ее пределами. В такую Россию мы отправляемся в рамках виртуальной экспедиции по самым «русским» местам крупнейшего по территории государства планеты.
Россия. Образ собирательный_foto

Весенняя оттепель, солнечный жар, осенний сплин или пробирающие до костей морозы — природа России отличается сложносплетенным нравом, и каждый на ее лоне находит нечто свое, близкое, наполненное смыслом и практически осязаемое. В сокровищнице мирового искусства природа России похожа на бездонный ларец с драгоценностями. Достаточно назвать лишь некоторые имена: Шишкин, Левитан, Айвазовский, Васнецов, Куинджи из одной группы, Тютчев, Бианки, Пришвин, Паустовский, Есенин, Блок — из другой. Проще сказать, кого не вдохновляли уходящие за горизонт пшеничные поля, безбрежные водные просторы, залитые солнцем лужайки, вековые дубы-истуканы, макушки которых прочно подпирают небосвод. Впрочем, найдутся ли настолько невпечатлительные? Живые полотна великих художников и прообразы зарифмованных строк из томиков стихов прославленных поэтов «простираются» от Калининграда до Владивостока, от Норильска до Барнаула. За живописными рощами с картин подчинившего своей кисти лес Ивана Шишкина проследуем в его родную Елабугу, на границу холмистых рек Кама и Тойма. Сегодня это одно из старейших поселений Татарстана с более чем 1000-летней историей, где сохранилась та самая природа, те самые эпичные ландшафты, воспетые великим русским живописцем. Город на Волге Плёс, ставший главным источником вдохновения для мастера философского пейзажа Исаака Левитана, и по сей день сохраняет облик старого волжского селения конца XIX века. Природа, изображенная на полотнах Виктора Васнецова, в основном была списана с вятской натуры. Своих былинных героев художник поместил в окружение извилистых рек, пригорков и густых хвойных лесов. Рыбновский район Рязанской области — Русь есенинская, с березняками, дубравами, полями, цветочными коврами, сотканными из клевера, колокольчиков и прочего благоухающего разнотравья.

 

Россия. Образ собирательный_foto

Умельцы разных эпох — от Древней Руси до Российской империи и современной России — подарили нам каргопольскую и филимоновскую игрушку, палехскую миниатюрную живопись, филигранную резьбу по кости, свыше двухсот видов росписи. Среди них вятская, зародившаяся на Руси еще до принятия христианства, узнаваемая по характерному персонажу уткоконю, выдуманному существу с телом птицы и длинными лошадиными конечностями. Городецкая отличалась желтым фоном, служившим пространством для изображения бытовых сцен, гуслицкая была популярна для декорирования старообрядческих книг, жостовская использовалась для украшения подносов, в мезенской за основу брались геометрические орнаменты, а еще известны гжельская, хохломская, мстёрская, холуйская… Музеи народно-прикладных искусств являются порталами в мир, где создавались исконно русские символы. С первым коклюшечным ажурным шитьем, которое на Вологодчине изготавливали еще в XVI—XVII веках, знакомит Музей вологодского кружева. В городе Елец Липецкой области плели чуть более тонкие узорчатые ткани — сегодня с великолепными, почти воздушными образцами этого вида рукоделия знакомит Дом елецкого кружева. В Московской области в городе Павлов Посад вот уже более 150 лет производят знаменитые шали с набивным цветочным рисунком, часть из них пополняет и без того обширную коллекцию Музея истории русского платка. Уникальные экспонаты — тканые изделия, посвященные победам в битвах, коронациям и свадьбам императоров, рождению наследников престола, 300-летнему юбилею династии Романовых. Во флигелях братьев Лялиных, знаменитых тульских самоварщиков и оружейников, сегодня открыт Музей пряника. Это еще один узнаваемый русский символ. Талант ремесленников и мастеров народных промыслов был необъятен, и в XXI веке немало тех, кто выбирает делом своей жизни продолжение славных традиций предков.

 

 

Россия. Образ собирательный_foto

Нарядные расписные терема, возведенные без единого гвоздя, избы из массивных срубов с кружевными наличниками, будто бы сошедшие с пожелтевших страниц хрестоматий со сказками, богато декорированные барские хоромы — памятники деревянного зодчества, построенные столетия назад, чудесным образом сохранились до наших дней. И встречаются они повсеместно. В анклаве нетронутой старины, в местечке под названием Малые Корелы в Архангельской области архитектурно-ландшафтная экспозиция относится к периоду с XVI по XIX век. Время здесь замерло, быт «законсервировался», атмосфера и темп жизни совсем не наэлектризованы, как в городах. Тихо так, что слышны перешептывания листочков. В таком упоительном безмолвии, традиционном для природы Русского Севера, каждой клеточкой своего тела чувствуешь тепло деревянных стен поморских жилищ. Зайдите в местный храм, помолчите, оглянитесь по сторонам и позвольте колокольному звону заполнить собой вашу душу и помыслы. Если повезет — станете участником разудалого веселья на крестьянских праздниках, которые здесь нередко устраиваются. В архипелаге из мелких скалистых островов акватории Онежского озера раскинулся другой архитектурный ансамбль — «Кижский погост». Признанный венец плотницкого мастерства, он в числе первых от нашей страны наравне с историческим центром Санкт-Петербурга и Московским Кремлем украсил Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Вот лишь некоторые ориентиры на карте России, знакомящие с шедеврами русского зодчества: Костромская слобода, где поныне здравствует древнейший памятник церковной деревянной архитектуры Центральной России — церковь Собора Пресвятой Богородицы 1552 года из села Холм, Музей деревянного зодчества и крестьянского быта во Владимирской области, Коломенское, Хохловка в Пермском крае, Нижняя Синячиха в Свердловской области, Тальцы под Иркутском, поселок Шушенское в Красноярском крае. Своим существованием они доказывают: настоящее, русское — вечно!

Россия. Образ собирательный_foto

На метафорической тройке — старинной конной упряжке, состоящей из трех лошадей и являющейся еще одним традиционным русским символом, странствуем по России в поисках других, не менее узнаваемых культурных кодов страны.   

Да он лыка не вяжет!

Поговаривают, будто Петр I, успевший за свою жизнь овладеть многими ремеслами, так и не научился плести лапти. Однажды, начав кропотливую работу, он отбросил древесное лыко и умозаключил: «Нет более мудреного мастерства, чем лапотное!» Музеев, посвященных истории русских лаптей, в нашей стране множество. Один из них — в селе Калмантай Саратовской области, созданный по инициативе Василия Андюкова, единственного представителя самобытного народного ремесла во всем Вольском районе.

Самовар

От предмета, который передавался по наследству как фамильная реликвия, до ненужной кухонной утвари, пылившейся на антресолях в советское время — история русского самовара полна любопытных деталей. Принято считать, что впервые производить водогрейные аппараты в Российской империи стали в Туле в конце XVIII века. Однако есть архивные свидетельства того, что медный самовар был изготовлен в 1740-м году в уральском городе Суксун на демидовском заводе и для его разогрева использовались шишки.

Малахтит

Благодаря Всемирной выставке, прошедшей в лондонском Гайд-парке в 1851 году, о малахите узнал весь мир. Все те же горнозаводчики и землевладельцы Демидовы с 30-х годов XIX века применяли этот минерал для отделки в архитектуре, из него создавались ювелирные украшения и диковинные сувениры. Магнетической красотой обладали малахитовые шкатулки, которые ценились дороже своего содержимого. Уральскому самоцвету посвящена значительная часть творчества Павла Петровича Бажова.

Блины

Когда-то кушать блины дозволялось исключительно руками, и обычай этот уходит корнями в язычество: своей формой румяный блин напоминает солнце, которому поклонялись как божеству. Готовили блины задолго до упоминания о них в «Повести временных лет» XII века. Так, например, в Новгородской области археологи нашли стоянку восточных славян кривичей и фрагменты плоских блюд. Возможно, на них блины и выпекались. В русской традиции блины подают с липовым медом, сметаной, творогом, с икрой черной и красной.

Баня

Когда Средневековая Европа на долгие века погрязла в нечистотах и последовавших по этой причине болезнях, банный закон на Руси по-прежнему свято чтили: и взрослые, и дети, и богачи, и бедняки. Исследователь обычаев и быта русского народа Н. И. Костомаров приводил занятные факты: люди ходят в баню не только с гигиеническими помыслами. Для них это медитативный ритуал, очищение духовное, пар и веник лечат тело и являются прекрасной профилактикой от многих хворей. Да и какой русский не любит баню сегодня?

Матрешка

Куклу-трансформер, прообраз будущей матрешки, традиционно ассоциирующейся с Россией, привезла в нашу страну из Японии супруга известного мецената Саввы Мамонтова в конце XIX века. Русская матрешка — это не что иное, как фигурки дарума, изображающие богов счастья.

Подписаться на рассылку

Чтобы оформить подписку заполните форму ниже
Автор: Юлиана Новоселова
Фотограф: Dreamstime.com