Якутск. Занимательная этнография

В самом большом по площади регионе России Саха (Якутия), где дома по причине вечной мерзлоты стоят на «ножках», летом температура воздуха достигает 40 градусов со знаком плюс, а зимой транспорт не глушат ни на минуту из-за суровых холодов, по сей день верят в Айыы — жителей Верхнего мира, прародителей народа саха. Но удивительно даже не это, мало ли где в нашей стране преклоняются перед могуществом духов. Якуты радушно встречают каждого желающего постичь их мифологию и для этой миссии на территории республики создаются этнографические центры.

Эффект погружения

Якутск. Занимательная этнография_foto Якутск. Занимательная этнография_foto Якутск. Занимательная этнография_foto

В одном из них, этнокомплексе «Усадьба Атласовых», туристы знакомятся с бытом и обычаями саха из первых уст: Василий и Валентина Атласовы стали, пожалуй, первыми среди местных жителей, кто вызвался приоткрыть дверь в сакральный мир своего народа. Гости усадьбы будто бы погружаются в другое измерение, пронизанное медитативным пением тойук и звуками хомуса, древнего музыкального инструмента, возраст которого составляет более 5000 лет. За свой характерный «космический» звук хомус часто используют якутские шаманы — в республике до сих пор существуют проводники в параллельные миры. В усадьбе Атласовых можно испытать на себе обряд очищения и благословения алгыс. Для этого в трехустной печке лучинами разжигается огонь, при этом пламя необходимо задобрить — щедро «угостить» его конским жиром и шерстью. Клубом повалит дым, и под песнопения со сложными для непосвященного человека интонациями начнется ритуал окуривания, символизирующий собой борьбу со злыми духами. Финальное действо — распитие кумыса. Считается, что после участия в алгысе человек получает просветление.

 

Цикличный подход

Якутск. Занимательная этнография_foto Якутск. Занимательная этнография_foto

Мифология якутов кажется какой-то доброй, безобидной, деликатной — здесь нет жертвоприношений. Напротив, богов принято угощать «белыми» подаяниями, например, молочными продуктами. К духам в живой природе местные относятся очень бережно, не кидают в воду острые предметы, чтобы «не поранить» обитателей рек и озер, по той же причине не разгребают угли от костра палками и прочими «травматичными» для хранителей огня предметами. Об этом подробнее расскажут в этнографическом комплексе «Чочур Муран», построенном в дань уважения русским первопроходцам Сибири. И не только расскажут, но и пригласят поучаствовать в национальных обрядах — угощении духов и ритуале очищения разума от негативных помыслов и пожирающих изнутри соблазнов. Сооружения на территории комплекса полностью погружают своих визитеров в атмосферу традиционного якутского жилища и локального быта, а меню ресторана позволит отправиться в увлекательное гастрономическое путешествием со смакованием даров тайги. Наши рекомендации: густой мучной кисель саламат, классическое блюдо якутской кухни кёрчэх с арктическими ягодами, деликатес тансык, готовящийся из жеребячьего фарша. Кроме того, вас научат разжигать камелек — глиняный камин, покажут, как правильно строгать рыбу, встречать солнце и с благодарностью приветствовать новый день. Особенно если посчастливиться сделать это на смотровой площадке Табагинского мыса, где установлен бинокль для детального любования рекой Леной.

Верхом на бубне

Якутск. Занимательная этнография_foto Якутск. Занимательная этнография_foto

Мировоззрение жителей Республики Саха (Якутия) разительно отличается от нашего. Например, мы полагаем, что есть некая прямая, ведущая из прошлого в будущее. Нам не столь важно былое: мы к нему уже никогда не вернемся, это история, прочно пустившая корни в нашей памяти. Якуты же уверены, что время циклично, и когда-нибудь все то, что происходит сейчас, повторится снова. Поэтому здесь всегда думают о потомках и чтят предков. Иногда к ним обращаются за мудрым советом. И это одна из задач якутских шаманов. В любой этноусадьбе республики вам покажут главный атрибут человека, способного общаться с духами, — бубен. По сути, бубен выполняет роль ездового животного — коня или оленя, в зависимости от того, чья кожа пошла на изготовление покрытия для барабана. Во время транса шаман может путешествовать на бубне в верхний, небесный мир, где обитают добрые духи. Попасть к настоящему шаману на аудиенцию непросто, зато при этноцентрах всегда представляется редкая возможность послушать его камлания, пусть и в формате иммерсивного спектакля.

 

Что еще посмотреть в Якутске?

Якутск. Занимательная этнография_foto Якутск. Занимательная этнография_foto

«Сокровищница Республики Саха (Якутия)»

В экспозиции выставки вы увидите все богатства недр Якутии: настоящие алмазы, в том числе именные и уникальные, золотые самородки самых причудливых форм, редкие самоцветы (чароит, дианит, хромдиопсид). Здесь также представлены старинные национальные украшения и бытовая утварь, произведения косторезного и ювелирного искусства.

Торговые ряды «Кружало»

Ярмарка украшений от ювелирных брендов Якутии из золота, серебра, инкрустированных якутскими бриллиантами, а также сувениры, в том числе знаменитые якутские ножи, музыкальные инструменты хомусы и многое другое.

Царство вечной мерзлоты

Интерактивный музей в штольне у подножия сопки Чочур-Муран, одной из самых высоких в окрестностях Якутска. Круглый год температура здесь держится на уровне минус 6 градусов. В музее открыт «Ледяной бар», построены скульптуры и горки для детей.

Старый город

Квартал в центре Якутска, где собраны деревянные постройки, традиционные для этой местности с XVII века. Сооружения не имеют исторической ценности, это точные копии, возведенные по оригинальным чертежам, сохранившимся в архивах.

Музей мамонта

Перед зданием Института мерзлотоведения установлен памятник мамонту. В лаборатории при институте хранится один из двух существующих в мире хоботов этого вымершего млекопитающего. Ученые работают над расшифровкой его генома.

 

Если вам интересна якутская мифология, рекомендуем почитать произведения Ивана Гоголева, писавшего под псевдонимом Кындыл, работы этнографа и исследователя фольклора жителей Республики Саха Гавриила Ксенофонтова, труды Вацлава Серошевского, публициста-сибиреведа, в 1940-х годах впервые описавшего быт и нравы якутского народа.

Благодарим ГКУ «Гохран РС(Я)», этнографический комплекс «Чочур Муран» за помощь в подготовке материала и предоставленные фотографии.

Подписаться на рассылку

Чтобы оформить подписку заполните форму ниже
Автор: Юлиана Новоселова
Фотограф: Dreamstime.com