Несмотря на активную разработку «зеленых» программ ведущими экономическими державами, наша планета с трудом справляется с продуктами нашей же жизнедеятельности. Огромный «вклад» в загрязнение воздуха вносит автомобильный транспорт, сжигая миллионы тонн топлива ежедневно. Еще совсем недавно альтернативы машинам с бензиновыми и дизельными двигателями просто не существовало, но теперь дело сдвинулось с мертвой точки. На смену ДВС все чаще приходят электромоторы. Именно они заняли основную экспозицию на осеннем автосалоне в Китае. Но далеко не все жители Земли осознают свою ответственность за климат на планете. Поэтому правительствам приходится мотивировать автолюбителей к покупке экологичного транспорта: в Европе соответствующие программы действуют уже давно.
Теперь же страны Старого Света перешли к более решительному наступлению на ДВС. Евросоюз поставил цель: к 2050-му году добиться нулевых выбросов от автотранспорта. И это не популистский лозунг — действия в этом направлении уже начались. В большинстве европейских стран ввели запрет на продажу автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями. К примеру, в Норвегии он начнет действовать уже через пять лет, с 2025 года. Еще через пять лет, к 2030-му, те же ограничения начнут действовать в Нидерландах, Дании, Швеции, Ирландии и Исландии. После 2035-го машину с ДВС нельзя будет купить в Великобритании и Шотландии, а возможно, и в Германии (там законопроект пока обсуждают). Иными словами, уже к 2040 году практически по всей Европе будет действовать запрет на автомобили с двигателями, потребляющими нефтепродукты.
Казалось бы, скоро в прямом смысле слова можно будет вздохнуть свободно: ДВС постепенно «вымрут», освободив место для более совершенных и безопасных для окружающей среды электромоторов. Но все не так просто. Ведь электроэнергию тоже нужно произвести, а делают это в том числе… за счет сжигания ископаемых ресурсов. По состоянию на прошлый год, около 30 процентов мирового объема электричества обеспечивали электростанции, работающие на угле. Еще около 24 процентов вырабатывали путем сжигания природного газа — итого уже более половины! А представляете, что будет, если спрос на электроэнергию вырастет многократно? Гидроэлектростанции оперативно не построишь, к тому же для них нужны особые условия. Атомных электростанций многие боятся — еще сильны воспоминания о Фукусиме. Ветроэнергетика и солнечные батареи до сих пор покрывали лишь 10 процентов наших потребностях в электричестве. Словом, не так просто оставить ископаемые в покое и перейти на экологичные источники энергии. Впрочем, спасением может стать развитие водородных технологий. По крайней мере, Япония делает ставку именно на автомобили с топливными ячейками. Водород можно добывать методом электролиза из воды, то есть из возобновляемого источника. Автомобиль, работающий на этом газе, выделяет ту же воду. К примеру, по такому принципу действует серийная модель Toyota Mirai. На одной заправке машина может проехать до 500 километров, при этом за каждую сотню выбрасывает в окружающую среду лишь пять литров воды и никаких вредных соединений.
Правда, и тут есть проблемы. Водород очень летуч и легко воспламеняется. В автомобилях нужно устанавливать баллон, в котором газ будет находиться под огромным давлением. К тому же даже в развитых странах нет абсолютно никакой инфраструктуры для заправки этим газом — собственно, откуда ей взяться, если нет спроса. Так что избавление от традиционного ДВС не будет легким. Радует, что это не пугает сильных мира всего и уже предпринимаются конкретные шаги на пути перехода транспорта на более экологичное топливо. Россия, кстати, тоже рассматривает такую возможность, но о сроках речи пока не идет.
Автор: Леонид Воробьев