Никита Еленев. Инстинкт актера

Восходящая звезда российского кинематографа Никита Еленев — выпускник театральной школы Олега Табакова и самобытный актер, на счету которого яркие сценические образы в труппе «Гоголь-центра», — исполнил одну из главных ролей в нашумевшем постапокалиптическом сериале «Эпидемия». Стриминговый сервис Netflix признал: это, пожалуй, самый популярный русскоязычный проект за всю историю существования платформы. В этом году зрители увидели продолжение киноистории, не менее сильное по накалу страстей.
Никита Еленев. Инстинкт актера_foto

— Никита, в новом сезоне сериала вы играете хипстера по имени Тарас, которому придется особенно тяжело в мире первобытных инстинктов. Кто он, ваш герой?

— По задумке сценаристов и режиссеров, Тарас должен показать пропасть между цивилизованным горожанином, в частности жителем Санкт-Петербурга, ни в чем не нуждающимся молодым человеком, и представителями нового, «первобытного» общества — после эпидемии жизнь начинается с нуля, по другим правилам, в новых реалиях. Тарас — преуспевающий фотограф, у него есть деньги, домик в лесу в Карелии. Однако это не делает его счастливым. Мой герой всеми силами пытается обратить на себя внимание, заслужить любовь. Но методы, которые он выбирает, не самые правильные и дипломатичные. Делает ли это его отрицательным персонажем? Не уверен. Хотя бы потому, что Тарас не причиняет боль другим исключительно из-за собственного удовольствия. Его нутро проявляется по причине глубоких душевных травм, которые ему нанесли в детстве. Человек в вакууме никогда не будет злым, таковым его делает окружающий мир. Вообще мне очень интересны поведенческие девиации, то, как человек под влиянием внешних и внутренних обстоятельств меняется, мутирует как физически, так и духовно.

Откуда такая тяга к психологическому анализу?

— Отчасти потому, что знаю сам, каково быть изгоем, «лишним» человеком, инакомыслящим. Еще в подростковом возрасте я испытывал проблемы с социализацией. Но параллельно учился в театральной школе, и там все складывалось в точности наоборот. Мне приходилось существовать в двух мирах: терпеть атмосферу подросткового буллинга и наслаждаться средой истинного человеколюбия. Лавировал между двумя стихиями и наблюдал за собой, какие мысли меня терзали. На самом деле, не люблю вспоминать этот период своей жизни, но именно самоанализ помогает замечать в себе крайности поведения, которые проявляются как напоминания из прошлого. Кстати, тема подросткового буллинга стала лейтмотивом в другой кинокартине, где я сыграл роль. В середине ноября выходит полнометражный фильм «1000 дешевых зажигалок». Эта драма — актуальное размышление на тему подросткового кризиса самоидентичности, история про отверженных людей. Мне всегда нравились безумцы в кино, книгах — было любопытно разбираться в причинно-следственных связях поступков антигероев. Когда докапывался до истины, испытывал внутреннее удовольствие, потому что проживал еще один вариант человеческого опыта. Этим мне и интересна профессия актера, позволяющая интерпретировать, «перемалывать» новые впечатления в полученные знания. В погоне за ними искал себя на музыкальном поприще — была у меня рок-группа. А в какой-то момент жизни решил бросить все и пожить в монастыре. В 16 лет задался целью принять постриг, учиться в духовной семинарии, но в итоге передумал.

Любопытно, почему?

— Мой духовный наставник надоумил меня, что совершить постриг в монахи и закончить мирскую жизнь можно в любой момент жизни — Господь принимает всех и всегда. А для того чтобы стать актером, о чем я мечтал с детства (и мой наставник знал об этом), следует хорошенько постараться. И лучше сейчас, поскольку на это требуется время, энергия и трудолюбие. Так я и решил, что пойду учиться на актера. Но если у меня не получится, без размышлений возьму билет в один конец.

Никита Еленев. Инстинкт актера_foto

— Судя по тому, что вас активно приглашают сниматься в кино и играть в театре, все сложилось наилучшим образом, верно?

— Сложилось так, как должно было, и я все еще пребываю в процессе становления. Понимание актерской профессии пришло ко мне после того, как я отучился четыре года в Московской театральной школе Олега Табакова и проработал в его театре пару лет. Олег Павлович — человек-эпоха. И для меня, никому не известного паренька из региона, соприкоснуться с этим великим человеком, быть частью его команды, учиться в его колледже — большое счастье. Тогда я не осознавал, как сильно мне повезло. Затем в моей биографии был период под названием «Гоголь-центр». Отработав там год-два, обнаружил в себе резерв для дальнейшего развития, потому что в тот момент меня не покидала мысль, будто я уперся в потолок из-за непонимания того, чего от меня хотят.

— Работать с Кириллом Серебренниковым оказалось сложнее? 

Кирилл Семенович — другой, не менее значимый человек для отечественного кинематографа, театральной сферы и для меня лично. Он, как и мой первый учитель Олег Павлович Табаков, тоже отличный педагог, прекрасный менеджер, и при этом Кирилл Семенович умеет абстрагироваться, отдаляться. По своему вероисповеданию он буддист. А буддизм, как мы знаем, учит не привязываться ни к кому и ни к чему. В работе с ним есть моменты, которые он оставляет тебе на откуп. Ты должен сам придумать мельчайшую деталь, призванную полностью перевернуть всю твою роль. Это делает тебя вечно ищущим. Олег Павлович дал мне базу, привил исполнительность, ответственность, заложил основы того, как стать хорошим артистом. А Кирилл Семенович научил меня быть собой во что бы то ни стало, показал мне мою значимость как художника. В целом это не только его персональная заслуга, но также заслуга театра и коллектива, созданного им.

«Эпидемия» из всех российских проектов на Netflix была отмечена особым вниманием со стороны зрителей. Как думаете, почему?

Возможно, совпало время и место. На самом деле, я не понимаю, как работает выбор зрителей. Иногда откровенно плохо сделанный сериал заставляет жернова мышления и сердечные мышцы зрителей работать на полную. Плюс, мне кажется, в «Эпидемии» ключевую роль сыграла тема. Когда мы смотрим кинокартины, увлекающие нас, скажем, в открытый космос или в пучину океана, в дальние страны и прочие экзотические уголки планеты — во всех этих историях есть расстояние от персонажа до зрителя. И, как мне кажется, сериал «Эпидемия», вышедший на экраны в тот момент, когда буйствовала пандемия коронавируса, максимально сократил это расстояние. Каждый из нас в какой-то момент почувствовал себя персонажем из сериала.

— Кстати, о стриминговых сервисах. В последнее время зритель может выбирать то, что хочет видеть, а не смотреть то, что ему транслируют по ТВ. Как научиться правильно выбирать фильмы в потоке постоянно выходящих проектов?

— Сложно что-то посоветовать. Особенно тем, кто не увлекается синематографом, не знает его основ, важных периодов, изменивших киноиндустрию, кому не знакомы словосочетания «французская новая волна», «итальянский неореализм», «новый Голливуд». Я всегда за полное погружение в кино и его осмысленный просмотр. Считаю, что процесс выбора фильма — это ритуал, медитация, и важно, чтобы она была обучающей и наполняющей тебя изнутри. Когда знаешь, что за чем следовало, понимаешь: постмодернизм, в котором мы сейчас существуем, — это история заимствований, оммажа, перефразирований. Увы, большинство отсылок зритель не улавливает, потому что не знает первоисточник. Еще в начале 1990-х заимствование было дурным тоном. А в эпоху постмодернистских режиссеров середины 1990-х — начала 2000-х это стало нормой. Поэтому у меня нет универсального совета. Ищите, интересуйтесь. Если не знаете, с чего начать, изучите понравившуюся вам эпоху. А еще любопытно задаваться каверзными вопросами. Посмотрев какой-нибудь современный фильм, вы подумаете: «А что было 10 лет назад?» Например, вспомнится культовый «Титаник» Джеймса Кэмерона. И тут вы: «А история про корабль «Титаник» реальна?» И так можно углубляться все дальше.

— Кинематограф, театр — по сути, все это являет собой особое пространство. Пространство невероятно интенсивного проживания бытия… Это квинтэссенция жизни, ее выжимка, «самый сок». Час, проведенный на сцене, равен году жизни. Согласны?

В этом есть доля правды. Но есть и обратная сторона такого явления. Актер проводит в театре всю свою жизнь. И вот смотрю я на этих взрослых служителей Мельпомены, которые рассказывают про свои роли, как они когда-то играли хрестоматийных персонажей — и так проходит целая жизнь. А что актер видел, кроме сцены и зрительного зала? Я не хотел бы стать таким исполнителем. Актерство такой ценой мне не нужно. Хочу в любой момент своей жизни дикарем сорваться, уехать куда-нибудь. Жить в палатке, мыться раз в неделю, потому что не имеешь других возможностей. В моей профессии очень легко потерять себя и очнуться глубоким стариком, который ничего в этой жизни не видел.

— И все же что лучше: театр или кино?

А вам что больше нравится: лимон или апельсин? Вы скажете: лимон кислый. Но апельсин же в чай не добавишь! Театр и кино — близкие по духу, но очень разные сферы. Как жизнь в своем родном городе, с которым тебя многое связывает, и переезд в мегаполис, в пространство неограниченных возможностей. По-своему хорошо и там, и там. Например, когда я был подростком, я почти не ездил в Пермь. Меня туда не отпускали. Чтобы самому добраться до Перми, нужны были деньги, а денег я не имел. Только будучи взрослым, когда стал жить в Москве, получил возможность бывать в Перми чаще. Об этом городе знаю немного, плохо в нем ориентируюсь. Но совершенно точно проводил бы вас до Пермской художественной галереи, расположенной в здании бывшего Спасо-Преображенского собора. Здесь хранится уникальная коллекция деревянной скульптуры. Если вкратце, это изображения Христа и святых, которые наделены чертами лиц местных народов: коми, татар, вогулов. С раскосыми глазами, широкими скулами. Дело в том, что язычники, населявшие эти земли, не могли принять плоское изображение святых на иконах и вытесывали идолов из дерева, делая их объемными. И обязательно стоит отметиться на севере Пермского края, в таких старинных городах, как Соликамск, Чердынь, Ныроб, заглянуть в чертоги тайги, в предгорья и горы Среднего Урала. И в очередной раз поймать себя на мысли, в какой богатой, интересной и до сих пор непознанной стране мы живем.

17 ноября выходит полнометражный фильм с участием Никиты Еленева «1000 дешевых зажигалок».   

 

Подписаться на рассылку

Чтобы оформить подписку заполните форму ниже
Автор: Юлиана Новоселова