— Для начала нельзя не задать вопрос о вашем происхождении и звучной фамилии.
— Когда у меня спрашивают, откуда я так хорошо знаю Москву, всегда отвечаю, что я — из «понаехавших». Моя малая родина — Обнинск Калужской области. Может, потому мне и захотелось изучить столицу, ведь это был новый для меня город.
Когда Михаил Булгаков ходил по Москве в поисках работы, он говорил, что в случае чего сможет работать экскурсоводом. Со мной — та же история. Лучший комплимент, когда на мои прогулки приходят москвичи не в первом поколении и признаются, что узнали о родном городе то, о чем даже не подозревали.
Что касается громкой фамилии, то однажды она мне очень помогла. Я умудрился получить перелом во время новогодних праздников. Хирург, который должен был накладывать гипс, услышав фамилию пациента, тут же принялся петь знаменитую песню о корнете Оболенском. Так увлекся, что обо мне, кажется, позабыл. Тогда я ему и сказал, что тот самый корнет Оболенский, который должен налить вина, приходится мне дедом. Врач мгновенно «протрезвел» и все сделал самым лучшим образом!
Когда-нибудь я напишу о своих близких книгу. Жалею, что не успел толком расспросить бабушек-дедушек о наших предках. Всем читателям рекомендую: пока есть у кого спросить, записывайте истории своих семей!
— Вы и писатель, и журналист, и блогер, и телеведущий, и автор документальных фильмов… Какой термин в большей степени отражает вашу деятельность?
— Мне очень нравится слово «проводник». Все мои книги, а их уже двадцать, и фильмы — документальные. Когда спрашивают, почему не пишу художественные, отвечаю, что такой фантазии, какой обладает жизнь, у меня, увы, нет.
Я с головой бросаюсь в очередную историю. Герой становится мне почти родным. И потом мне хочется рассказывать о нем. Например, у меня есть такое путешествие — «Из Константинополя в Стамбул». Я веду своих экскурсантов по тем адресам, где жили герои моих книг и фильмов — русские эмигранты. Мы приходим на террасу старинного отеля Pera Palace, заказываем стаканчик чая или чашечку кофе с рахат-лукумом, и я начинаю рассказывать, как за этими столиками сидели Агата Кристи и Грета Гарбо, а в это окно смотрел Александр Вертинский. И меняется «формула воздуха». Или идем в русскую церковь, расположенную на крыше старого доходного дома. А компанию нам составляет Вера Холодная, внучка легенды немого кино, моя добрая знакомая. Верочка появилась на свет на берегах Босфора и знает об этом городе все. Она — мой проводник в мир неизведанного Стамбула.
Такие встречи — самое драгоценное. Через общение я сам узнаю город, страну и потом делюсь с теми, кто доверяет мне свое путешествие. То же самое делаю, когда снимаю фильмы. На канале «Поехали» мы подготовили 54 серии документального проекта «Место гения», посвященного великим людям прошлого. Какие у меня герои! И о каждом я рассказываю в местах, где мой персонаж творил, радовался, грустил, приводя воспоминания близких. Поэтому, думаю, меня можно назвать проводником по времени и судьбе.
— Вы общались с выдающимися людьми, которые творили историю. Чему учит такое общение?
— Исключительность моих собеседников была очевидна. Потому я так стремился познакомиться с балериной Майей Плисецкой, хореографом Роланом Пети, писателем Даниилом Граниным, художником Ильей Глазуновым, президентом Академии Гонкур мадам Шарль Ру. И могу поделиться наблюдением: чем более человек значителен и умен, тем более прост он в общении.
Никогда не забуду знакомства с Майей Плисецкой. Во время интервью гениальная балерина призналась, что хочет пить. Поблизости нашлась бутылка с минеральной водой, но не было стакана. И Майя Михайловна, заметив мое смущение, улыбнулась: «Подумаешь, какая ерунда! Я обожаю пить прямо из горлышка!»
А какой удивительной была Галина Павловна Вишневская! Ее побаивались, и, думаю, не без основания. Но когда она сама была заинтересована в разговоре, то становилась очень простой. Помню, как во время нашей встречи я признался, что мечтаю о совместной фотографии. Мы находились в кабинете вдвоем, снимать было некому. И тогда Галина Павловна отправила меня на этаж ниже к своим помощникам, сказав, что будет ждать, сколько потребуется. Я, конечно, помчался со всех ног, привел сотрудника, и снимок был сделан.
Великих собеседников я считаю своими учителями. Не забуду беседу с мэтром танца и мудрейшим человеком Игорем Моисеевым, который прожил 101 год. Очень благодарен за встречи, которыми меня одаривал легендарный режиссер Юрий Любимов. Мы сидели в его кабинете в Театре на Таганке, стены которого были украшены автографами гостей. Я слушал мастера, рассматривал надписи и ощущал уникальность мгновения.
— В чем состоит ваш метод исследования для новой книги? Вы работаете в архивах, ездите по местам событий, ищете свидетелей… Или все в комплексе?
— Для меня самое важное — познакомиться с теми, кто хорошо знал героя моей будущей книги или фильма. Даже когда я делал фильм о Пиросмани — художнике, который умер в 1918 году и не оставил потомства, — мне повезло познакомиться с человеком, который знал о нем не понаслышке. Никогда не забуду своих встреч с Мирель Зданевич — дочерью художника Кирилла Зданевича, первооткрывателя Пиросмани, который рассказал о грузинском гении Константину Паустовскому.
Во время подготовки фильма о Максиме Горьком я вспоминал свои беседы с внучкой писателя. О пианисте Святославе Рихтере мне рассказывала его близкая подруга Вера Ивановна Прохорова. Один ее дед был московским городским головой, а другой принимал отречение Николая II.
Моя главная коллекция — встречи с людьми, которые создавали наше время, с теми, кого можно называть соучастниками века. Кстати, так звучит заглавие одной из моих первых книг.
— Вас уже можно назвать настоящим тбилисцем. Откуда такое влечение к Грузии?
— Мой роман с Грузией начался благодаря актрисе Софико Чиаурели. Познакомившись с любимой актрисой, я получил приглашение в Тбилиси — и с тех пор люблю этот город. Я даже написал книгу о Софико Чиаурели и Нани Брегвадзе — выдающихся грузинках, красавицах и подругах.
Я готов повторить слова Католикоса-патриарха всея Грузии Илии II: «Не знаю, я в Грузии или Грузия во мне». Я несколько лет встречался со Святейшим, записывал его воспоминания и размышления, которые вошли в книгу «Время веры». Многосерийный документальный фильм «Загадки Грузии» можно посмотреть на моем канале в YouTube.
— Расскажите, пожалуйста, что увидит и узнает путешественник, который отправится с вами на прогулку?
— Перед экскурсиями по Москве, Петербургу, Стамбулу, Парижу и другим городам я честно предупреждаю, что информации о толщине стен, высоте потолков или дат перестройки того или иного сооружения не будет. Зато обещаю истории, после которых даже знакомое место будет восприниматься иначе.
Например, мы идем по Большой Дмитровке, останавливаемся возле красивого дома. И я рассказываю, что именно за теми окнами проезжавший зимним вечером Борис Пастернак увидел горящую свечу. Тогда-то и появились строки «Мело, мело по всей земле, во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела». И мы уже забываем о том, что за теми окнами сейчас то ли мастерская, то ли магазин, но совершаем путешествие в прошлое.
Или останавливаемся возле памятника Энгельсу на Пречистенке. Казалось бы, о чем здесь говорить — о судьбе Энгельса, что ли? А знали бы вы, какая история связана с появлением этого памятника! Приходите, непременно расскажу!
А для тех, кто далеко от Москвы, я рассказываю истории в своем Instagram. Впрочем, не только московские истории! В каком бы городе я ни оказался, стараюсь снять репортаж. Недавно в Уфе я разыскал дом, который хотел купить Рудольф Нуриев, не удержался и записал видео. Надеюсь, моим подписчикам понравится!
Рекомендуем подписаться на аккаунт Игоря Оболенского в Instagram. Здесь можно не только прочесть множество интересных историй, но и записаться на экскурсии с автором: @igorobolensky