Течение жизни
Увлеченно рассказывая о себе в многочисленных интервью, данных за долгую карьеру, Иссей Мияке не вспоминал детства, словно его совсем не существовало. Для того, кто видел, как истаял в огне его родной город, лучше не оглядываться назад. Иссей Мияке родился в 1938 году в Хиросиме. Он ехал на велосипеде в школу в четырех километрах от эпицентра взрыва, когда на город упала американская бомба. Обреченный погибнуть, он выжил. Иссей по-японски означает «жизнь». Как и вся полуразрушенная Япония, его семья бедствовала, в десятилетнем возрасте он потерял мать, не пережившую последствий радиации. Он хотел стать рыбаком или крестьянином, чтобы быть ближе к природе. Всем японцам от рождения присуща любовь к природе, как к истинному Богу. В будущем он назовет свои коллекции «Волны», «Течение», «Прибой», «Туман», «Иней» — больше всего из стихий его вдохновляла вода. Когда пришло время определяться с будущим, Иссей Мияке поступил в Токийский художественный университет «Тама», где изучал архитектуру и графику. «Я заинтересовался проектированием одежды, листая журналы моей сестры, и начал рисовать, отталкиваясь от увиденных фотографий. В это же время на модельера учился Кензо. Но как он ни уговаривал, я не решился перейти на его курс». Когда в 1965 году Иссей Мияке отправился во Францию учиться моделированию, семья решила, что он потерял разум: никто не думал, что это серьезная профессия. «Я и сам не верил, что гожусь для этого ремесла, и даже работа у Ги Лароша и Юбера Живанши не убедила меня в этом. И только в мае 1968 года, когда я увидел тысячи людей на улицах и понял, что происходит грандиозный сдвиг в их поведении, внешности и одежде, я почувствовал неодолимое желание участвовать в этом», — говорил Иссей Мияке.
Время перемен
В мае 1968 года бастующие французские студенты в знак протеста против «угнетения женского тела» выбросили бюстгальтеры и, казалось, были готовы бунтовать против старых норм с голой грудью. Идеи свободы и перемен раскрепощали воображение творцов. Вестники революции в моде — каждый в своем стиле — не оставили камня на камне от традиционной конструкции одежды. После полета Гагарина Андре Курреж показал футуристические модели: скафандры, комбинезоны, шлемы, — за что его окрестили «человеком с Луны». Пьер Карден, приветствуя наступающую космическую эру, представил коллекцию «Космокоатс»: шарообразные платья — символ спутника, шляпы в форме каски астронавта. Иными словами, Иссею Мияке было у кого учиться. Работая на Юбера Живанши, он делал сотни набросков моделей от-кутюр и получал классическое образование в сфере моды, но по окончании школы Профсоюзной палаты Высокой моды решил не связываться с этим элитарным направлением и стать «модельером для обычных людей». После мятежного Парижа в 1969 году он отправился открывать для себя Америку. В Нью-Йорке нанялся к Джефри Бину, известному дизайнеру повседневной одежды. «Я чувствовал, что попал в суперсовременный космополитичный город в самый разгар эпохи хиппи. Это было вдохновляюще», — вспоминал Иссей Мияки. Получив образование и опыт в Европе и Америке, в 1970 году он вернулся в Японию, которая переживала экономический и культурный подъем. Он основал «Студию дизайна Мияке», где начал конструировать женскую одежду.
В ритме танца
Еще в начале карьеры модельер сформулировал концепцию «куска ткани», когда простой прямой крой не соответствует линиям тела, а использует ткань по максимуму, в том числе чтобы представить материю как самостоятельное произведение искусства. Это соответствует традиционному восприятию кимоно как картины, при котором оно считалось ценным само по себе. Несмотря на то, что его эстетическое мировоззрение было традиционно японским, дизайнерский дух Иссея Мияке был авангардным и демократичным: он обожал современное искусство и прогрессивные технологии, верил в создание красивых вещей, которые были бы просто сшиты, но в то же время удобны, доступны по цене и достаточно практичны для повседневного использования обычными людьми. С начала 1980-х годов Иссей Мияке превратился в главного дизайнера Страны восходящего солнца, получал заказы на пошив одежды от крупных национальных корпораций, выступал в качестве персонального стилиста для знаменитостей, посещающих Японию. Известна фотосессия американского стрит-арт-художника Жана Мишеля Баскии, все образы к которой создал Иссей Мияке. Он обожал искусство своего времени и сотрудничал со многими его представителями. В 90-е годы французский фотограф Франсис Джакобетти для модного дома Иссея Мияке запечатлел моделей, одетых в плиссированные наряды, в движениях, напоминающих пластику современного танца. Автор этих костюмов говорит: «С самого начала я думал о работе с телом в движении, о движении между телом и одеждой. Я хотел, чтобы одежда двигалась, когда люди двигаются. Одежда создана, чтобы танцевать или смеяться вместе с людьми!»
5 модных изобретений Иссея Мияке
Плиссировка. Жатые ткани были известны с древности, и Мияке не первый, кто использовал эту технологию. Уникальность плиссе от Мияке в том, что сложный процесс перманентной микроплиссировки включал плиссировку уже собранной одежды, а не самой ткани, путем изготовления модели в два или три раза больше ее окончательного размера, прежде чем складывать ее и отправлять в термопресс. Эти вещи можно стирать в машине и сушить на воздухе без потери формы. Стиль был настолько популярен, что в 1993 году дизайнер запустил целую линию Pleats Please, которая до сих пор пользуется большим спросом.
Культовый аромат. Мияке выпустил свой первый парфюм L’Eau d’Issey совместно с японским косметическим гигантом Shiseido в 1992 году. Дизайнер рассказывал, что, создавая парфюм, вдохновился аромаоттенками воды: «Лучший аромат — это запах воды, аромат росы и дождя, падающий на растения. Вода является важнейшим элементом, источником жизни и энергии. Эти духи, как и моя одежда, движутся вместе с женщиной». Для свежего аромата, ставшего парфюмерной классикой, был создан конусообразный флакон, в основу дизайна которого Мияке положил вид луны за Эйфелевой башней, открывающийся из его парижской квартиры.
Черная водолазка Стива Джобса. Униформа сооснователя Apple Стива Джобса — черная водолазка, джинсы и кроссовки — стала легендой Кремниевой долины. Пионер технологий посетил штаб-квартиру Sony в Японии в начале 80-х годов и был поражен футуристичными, но простыми жилетами сотрудников, разработанными Иссеем Мияке в 1981 году к 35-летию компании. Джобс обратился к Мияке с просьбой сшить похожую куртку для Apple и заказал лично для себя черные водолазки Issey Miyake с высоким воротом. Он купил их оптом по 175 долларов каждую, в итоге собрав коллекцию из более чем 100 таких моделей.
Сумка Bao Bao. В мире дизайнерских сумок, которые являются символами статуса, Bao Bao от Miyake ассоциируется с артистизмом и креативностью. Сумка дебютировала в 2000 году под названием Bilbao, данным в честь испанского города с филиалом Музея Гуггенхайма, уникальным сооружением, построенным архитектором-новатором Фрэнком Гери в стиле деконструктивизма. В дизайне сумки отразились многочисленные плоскости здания. Позже сумка была переименована в Bao Bao, и теперь выпускается в самых разных вариантах. Она создает причудливые геометрические образы, меняя форму по мере того, как владелец наполняет его личными вещами.
Оригами наоборот. Иссея Мияке вдохновляло изящество математических формул. В 2010 году он запустил диффузную линейку «132.5», концепция которой заключается в компьютерном моделировании геометрических фигур. На эту идею его натолкнула встреча с профессором Университета Цукубы, специализирующимся в информатике. Название «132.5» расшифровывается так: 1 — единственный кусок ткани, 3 — три измерения, 2 — два измерения. Мияке решил при помощи программы рассчитать расположение всех необходимых складок, чтобы готовое изделие складывалось в плоский лист материи — получался аналог математически точного искусства оригами, но с выполняемым в обратном порядке алгоритмом. Особенно впечатляюще и авангардно коллекция выглядела в бутике, где модели демонстрировались в виде плоских квадратов или окружностей.