Пересказанная судьба
Кристиан Диор не сразу нашел свой путь — модный дом он открыл в 1947 году, когда ему было уже 42 года. Он родился в Нормандии, в приморском городке Гранвиле, и был вторым из пяти детей очень богатого торговца химическими удобрениями и его жены. В 1910 году Диоры переехали в Париж, а в Гранвиль они обычно приезжали летом, и Кристиан навсегда сохранил привязанность к этому месту. Именно там в 1919 году, во время благотворительной ярмарки в пользу воевавших солдат, Кристиана поджидало предсказание судьбы: «Настал вечер, толпа поредела, и я сумел подойти к гадалке поближе. Она улыбнулась мне и предложила посмотреть руку. Сам я тогда мало обратил внимания на ее предсказание, я его не понял, однако, вернувшись домой, пересказал своим домашними слово в слово: «У вас не будет денег, и помогут вам женщины, с их помощью к вам придет успех. Благодаря женщинам вы разбогатеете и будете много путешествовать», — писал он в автобиографии. Предсказание казалось неправдоподобным — Кристиан, увлекающийся искусством, мечтал о карьере архитектора, но уступил давлению отца и поступил в Свободную школу политических наук, чтобы стать дипломатом.
Галерея талантов
Выполнив волю главы семьи, он решил открыть частную картинную галерею. В 1928 году, получив от родителей определенную сумму и строгое указание не использовать в названии семейную фамилию, Кристиан Диор открыл маленький художественный салон, о чем писал: «Выставлять и продавать в своей галерее мы собирались как картины своих обожаемых кумиров: Пикассо, Брака, Матисса, Дюфи, так и художников, с которыми были лично знакомы и которых тогда уже высоко ценили: Кристиана Берара, Сальвадора Дали, Макса Жакоба, братьев Берманов…» Однако вскоре начался тяжелый период в жизни Диора: скончались его мать и брат, отец разорился и галерею пришлось закрыть. Семья, будучи не в состоянии оплачивать жизнь в Париже, вернулась в Нормандию, а Кристиан Диор поселился у друга, Жана Озенна, художника, рисовавшего эскизы костюмов, которые у него покупали многие портные и посредники. Он последовал примеру приятеля, и выяснилось, что его эскизы шляп и платьев вызвали большой спрос у таких известных модельеров, как Робер Пиге, Пьер Бальма, Люсьен Лелонг. Однако началась Вторая мировая война, Диора призвали в армию. После поражения Франции, живя в оккупированном Париже, он работал в модном доме Люсьена Лелонга, а по окончании войны принял решение начать свое дело.
Лига разоренных мужей
Открытие модного дома Dior состоялось в декабре 1946 года. В те времена у женщин еще остались мужские привычки, которые они приобрели за период Второй мировой войны, в том числе манера одеваться крайне практично, строго, по-военному. В Европе и Америке существовало ограничение на пошив одежды, которое регламентировало количество материалов, используемых для создания юбок, блузок и даже ремней. Лимиты привели к упрощению моды. В 1947 году, представив в Париже коллекцию new look, названную так Кармель Сноу, редактором журнала Harper’s Bazaar, Кристиан Диор приехал с рекламным турне в Америку. Своим стилем он возродил традиции этикета XVIII–XIX веков, изысканного костюма и той элегантности, которая невозможна без определенных аксессуаров. Его платья с кукольными талиями, с длинными юбками, напоминавшими пышные бутоны цветов, а также длинные перчатки, шляпки были призваны скрыть тело с его изъянами — шрамами, веснушками, родинками, плохими волосами. Он предложил женщинам новый идеал красоты, который требовал баснословных затрат. Американцы освистали его концепцию. Они выходили на улицы с плакатами: «Уезжайте домой, месье Диор!», «Мы ненавидим ваши платья длиной в пол!» — писали петиции, а в штате Джорджия мужчины основали «Лигу разоренных мужей», умоляя «сохранить прежнюю длину». Паника была вполне обоснованной — любитель драпировок и многослойности, Диор пускал в ход десятки метров ткани. Несмотря на критику, успех Кристиана Диора был огромным. Уже в 1949 году три четверти экспорта продукции модной индустрии Франции были сделаны в его доме моды. Мир покорно пал к ногам того, кто вернул женщинам их истинную природу. Король булавок и иголок правил миром моды всего десять лет, успев назначить наследником другого гения моды — молодого Ива Сен-Лорана.
5 принципов стиля «нью-лук»
Силуэт. Прежде всего стиль «нью-лук» акцентировал внимание на тех привлекательных для мужчин особенностях, которые внешне выделяют женщин: грудь, талия, бедра. Поэтому в моду снова вошел корсет, придающий телу форму песочных часов. В модели вшивали специальные подкладки на бедра и чашечки для лифа, а также жесткие нижние юбки на каркасе из китового уса.
Ткань. Избыточность ткани — еще одна характерная черта «нью-лук», чем и обусловлена длина юбки. Она может быть пышной, сильно расширяющейся книзу или облегающей, узкой, но непременно длинной. Обычное платье вместе с нижними юбками могло весить до 4 килограммов, а некоторые вечерние туалеты — до 30.
Цвет. Рафинированный стиль «нью-лук» имеет предрасположенность к вечерней и элитарной моде, главные цвета которой — черный, белый, красный. Кристиан Диор говорил: «Красный цвет — мой любимый. Он приносит мне удачу и к лицу всем женщинам, вне зависимости от цвета кожи». Серый он считал цветом элегантности, различая в нем цвет земли, камня, урана, жемчужного облака. Розовый цвет определял как цвет радости и женственности. У розового также были свои градации: цвет фарфора, цвет розы и цвет инея.
Акценты. Банты были любимой деталью Кристиана Диора, ими он обозначал самую важную часть костюма, на которую хотел обратить особое внимание. Он ввел в моду простой легкомысленный принт polka dot — это ткань в крапинку или в горошек, использовал звериные принты, но предпочтение отдавал цветочным рисункам. Цветы он считал воплощением абсолютной красоты.
Аксессуары. Шляпки являются неотъемлемой частью ансамбля. Перчатки, в обыденном представлении обладающие функционалом сезонной вещи, становятся логическим продолжением рукава, который в лучших традициях «нью-лук» имеет длину ¾. Обувь, сумочка, украшения, прическа и даже макияж являются взаимосвязанными элементами «нью-лук».