Нареченный Блаженным

Вот уже почти пять веков памятник древнерусского зодчества собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву воплощает собой единое целое — объект религии, культуры и истории нашей страны. При этом практически никто не называет главный архитектурный символ столицы его исконным именем. В народе прижилось другое — собор Василия Блаженного, и связано это с юродивым Василием, которого чтил Иван Грозный. Бытует легенда, что однажды чудотворец был приглашен на обед к великому государю. И когда всем присутствовавшим было предложено выпить за здравие великого царя всея Руси, Василий подошел к окну и выплеснул содержимое кубка на улицу. На вопрос, зачем он так поступил, Блаженный ответил, что тушил пожар в Великом Новгороде. Позднее царю доложили, что действительно случилось бедствие, однако огонь внезапно погас, не успев причинить новгородской земле значительного ущерба. Молва о правдивых предсказаниях Василия Блаженного распространялась, и, кажется, этого чудаковатого старца знала вся тогдашняя Москва и жители царства в городах далеко за ее пределами. Василий ходил нагим в знак отказа от всего мирского, помогал людям, и когда юродивого не стало, сын Ивана Грозного Федор Иоаннович приказал похоронить чудотворца у стен Покровского собора, уже к тому моменту возведенного. Позднее, в 1588 году, к собору пристроили церквушку в честь Блаженного. В зимнее время она, единственная из всех прочих, входивших в соборный комплекс, отапливалась, службы здесь проводились денно и нощно, круглый год, поэтому неудивительно, что в скором времени весь собор стали называть в честь Василия Блаженного.
Сегодня церковь Василия Блаженного является единственной, где проходят регулярные богослужения: еженедельно по воскресеньям, а также в престольные праздники — 15 августа, в день памяти Василия Блаженного, и 14 октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы.
Райское место

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву строили как памятник важнейшему политическому событию в истории Руси — по случаю покорения Казанского ханства. Митрополит Макарий предложил Ивану Грозному на месте деревянного церковного ансамбля Троицкой церкви заложить каменную, и спустя два года близ Фроловских (ныне Спасских) ворот принялись возводить величественный храм. Дата завоевания Казани совпала с днем Покрова Пресвятой Богородицы, в честь которой и был назван главный московский собор. Строили его в течение шести лет, с 1555 по 1561 год, и в своем изначальном облике он просуществовал до 1588 года. Обновляемы, достраиваемый и расширяемый, до конца столетия собор высотой 65 метров оставался самым высоким сооружением Москвы. В 1737 году во время страшнейшего Троицкого пожара храмовый комплекс сгорел практически дотла, и восстановить его удалось лишь спустя полвека. С тех самых пор внешний вид собора остается неизменным. Состоящий из 11 церквей с общим основанием, собор не имеет аналогов в России и по сей день вызывает удивление своей геометрией. Сложно представить, как поражались его архитектурному решению в те далекие времена. Если посмотреть на основание церкви, видно, что восемь храмов меньшим размером образуют собой восьмиконечную звезду — символ Богородицы. Встречаются и другие сакральные символы: круг как отсылка к вечности, треугольник как отображение триединства Бога, квадрат, взывающий к равенству, точка как начало жизни. Ажурный декор фасадов и разноцветные маковки церквей подчеркивают сходство собора с пряничным теремом из сказки. Полихромность, в свою очередь, символизирует рай, град Господень и служит прообразом расцветшего сада — изучив росписи внимательнее, можно обнаружить растения, которые не встречаются в земной жизни.
Уникальная акустика собора объясняется не только формой самого строения, но и глиняными горшками с открытыми горловинами, которые «вмонтированы» в кирпичную кладку. Любой звук, отражаясь от стен, многократно усиливается и приобретает необычайную насыщенность с удивительным стереофоническим эффектом.
Собор, который построил…

Исторические источники гласят: возвели величественный собор древнерусские зодчие Постник Яковлев и Иван Барма. По другим данным, это был один и тот же человек — Постник Яковлев по прозвищу Барма. Находятся и те, кто утверждает, что спроектировать и построить подобный храм могли исключительно западноевропейские умельцы, и причина тому — отсутствие аналогичных построек на Руси, хотя они соответствуют, например, итальянским архитектурным традициям. Популярна леденящая душу легенда о печальной участии зодчих. В ней говорится, будто царь Иван IV приказал ослепить строителей собора. К слову, этот эпизод часто упоминался в русской литературе, и речь в нем шла как раз о Яковлеве и Барме. Пораженный великолепием собора, государь поинтересовался, смогут ли они построить еще один храм, в точности такой же. Зодчие ответили утвердительно, за что и поплатились зрением. У историков на этот счет есть сомнения, поскольку толковые строители в XVI веке очень ценились. Более того, в 1896 году протоиерей Иоанн Кузнецов, служивший в соборе Василия Блаженного, нашел летопись, в которой говорилось: «Благочестивый царь Иоанн пришед с победы казанския в царствующий град Москву… И дарова ему Бог двух мастеров русских по имени Постник и Барма и быша премудри и удобни таковому чудному делу…» Этот документ стал первым, дошедшим до нас, где упоминались имена строителей собора. И далее в нем же сообщалось, что после шестилетней работы над Покровским собором Барма принимал участие в сооружении Казанского кремля и других значимых зданий.
В ходе реставрации храма Василия Блаженного в 1957 году рабочие отыскали под несколькими слоями масляной росписи памятку, в которой была указана дата освящения собора — 12 июля 1561 года по новому стилю.
Соборные легенды

Спасти от забвения
В 1812 году Наполеон вознамерился перевезти храм Василия Блаженного в Париж. Узнав, что технически это невозможно, он превратил храм в конюшню и попытался взорвать его при отступлении. Согласно легенде, внезапный ливень погасил подожженные фитили и национальный символ чудом был спасен. А в советское время на собор покушался сподвижник Сталина Лазарь Каганович, который предлагал разобрать храм для увеличения места на Красной площади. В народ ушла сталинская фраза: «Лазарь, поставь на место!»
Секретная казна
Считается, что первый этаж собора Василия Блаженного некогда служил хранилищем государевой казны — кирпичная кладка толщиной в три метра могла спасти сбережения при пожарах. Подвальных помещений в архитектурном комплексе не предусмотрено, а в стенах подклета, иначе цокольного этажа собора, были устроены глубокие ниши, где и хранились тяжелые сундуки с сокровищами. Кроме того, в них могли поместить свою наличность, украшения, утварь и книги богатые горожане.
Казанский след
Интересна легенда, в которой утверждается, что при возведении собора Покрова Пресвятой Богородицы на Рву в его облике был «зашифрован» образ исторической мечети Кул-Шариф, которую уничтожили при взятии Казанского ханства в 1522 году. Первоначально храм состоял из девяти церквей, из них восемь луковичных маковок символизировали восемь минаретов разрушенной мечети, а девятая знаменовала собой победу в этом противостоянии. Две другие церкви храмового комплекса были достроены позже.
Храмовая вселенная
Если посмотреть на собор с высоты птичьего полета, то в нем можно, например, увидеть макет солнечной системы с восьмью планетами, окружающими светило. В подтверждение этой легенды кто-то находит солярные символы на куполах, отображающие движение и вектор вращения планет, в куполе церкви Александра Свирского, закрученном в противоположном от остальных направлении, и вовсе видят Венеру, а в макушке церкви Киприана и Иустины — Уран.
Музейный фонд
Наряду с занятными легендами из истории строительства собора, стоит отметить уникальные экспонаты, каждый из которых не лишен своей увлекательной тайны. Музеефикация храма началась чуть больше ста лет назад, и сегодня собор является частью Государственного Исторического музея. До наших дней дошли древняя книга 1727 года «Описание путешествия в Московию, Татарию и Персию», раритетный экспонат 1589 года — покров на раку святого Василия Блаженного и другие ценные предметы старины.