Пожалуй, коллекцию ретроавтомобилей такого уровня по качеству и количеству образцов не найти больше нигде в мире. В России у музея автомобильной техники «ХХ век АВТО», созданного по инициативе руководства ООО «УГМК-Холдинг», точно нет конкурентов. Добраться сюда просто: время поездки на автомобиле от Екатеринбурга до Верхней Пышмы составит примерно полчаса. Более 250 советских и зарубежных автомобилей, мотоциклов, велосипедов и других транспортных средств «поселились» в 4-этажном здании на площади 12 тысяч квадратных метров. Историю автомобильного транспорта в нашей стране и в мире иллюстрируют великолепные, а иногда весьма редкие и уникальные образцы техники. Большая часть — в идеальном состоянии, будто только что с конвейера.
Еще до того, как вы купите билеты, не забудьте усесться в украшающий фойе автомобильчик СМЗ, известный по фильму «Операция Ы». В эпизоде с крохотной мотоколяской Бывалый — герой Евгения Моргунова — произносит сакраментальную фразу «Не шуми, я инвалид!». С самого начала музей настраивает на ностальгический лад. В дальнейшем вы увидите немало машин, вызывающих приятные чувства. Чего стоит только стенд с полным модельным рядом «Жигулей»!
Старт экспозиции — реплика первой самоходной коляски, изобретенной немецким инженером Карлом Бенцем. День получения патента на трехколесный агрегат с мотором мощностью менее 1 лошадиной силы — 29 января 1886 года – считается неофициальным днем рождения автомобиля. Первый этаж музея «ХХ век АВТО» — витрина достижений раннего автопрома. Здесь вы увидите легендарный Ford T (разумеется, черный), фантастический Rolls-Royce Silver Ghost, заложивший традиции английского бренда, а также автомобиль Delaunay-Belleville, на котором предпочитал ездить Николай II. Коллекция американских автомобилей 20-х и 30-х годов может похвастаться образцами роскошных моделей Pierce-Arrow, Cadillac, Packard, Heine-Velox.
Второй и третий этаж посвящены истории развития отечественного автостроения от первой серийной легковушки ГАЗ-А до редких моделей 90-х годов. Один из уникальных экспонатов — пикап ГАЗ-М415. Большая часть выпущенных «эмок» сгинула на фронтах Великой Отечественной войны, уцелевших экземпляров практически не осталось. Бронированные автомобили первых лиц государства собраны в отдельные инсталляции. Оцените полноприводный кабриолет ЗИС-110, созданный в 1956 году в единственном экземпляре для Никиты Хрущева. По соседству с правительственными тяжеловесами — легкомысленный микроавтобус «Старт», точь-в-точь как в фильме «Кавказская пленница»!
Мотоцикл появился на свет на год раньше автомобиля, в 1885 году. На четвертом этаже «ХХ век АВТО» представлена уникальная коллекция мотоциклов начала XX века, в которую входят такие легенды, как Indian, Harley-Davidson, Royal Enfield, около ста лет назад бороздившие просторы Российской империи, а также редкие образцы Иж-7, НАТИ-А-750, ТИЗ-4, легендарный М-72 — прародитель «Уралов». Здесь же и мечта любого советского мальчишки — чехословацкий мотоцикл Jawa. В спортивном разделе экспозиции представлены гоночные болиды советского и российского производства, мотоциклы, предназначенные для шоссейно-кольцевых гонок, спидвея, мотобола и других видов соревнований.
После того, как вы совершите экскурс в 130-летнюю историю автомобилестроения, на выходе вас будет ждать дополнительная секция, способная послужить основой для отдельного (и весьма представительного) музея. Пожарные автомобили, милицейские машины и мотоциклы, кареты скорой помощи разных лет рассказывают героическую историю спецтранспорта, который служит людям с самой зари автомобильной эпохи — уже дольше века.
- Экскурсии по музею «ХХ век АВТО» проводятся по средам, четвергам и пятницам в 14 часов, по субботам и воскресеньям в 12 и 16 часов. Запись по телефону +7 (34368) 4-72-18.
- Музейный комплекс УГМК вошел в десятку лучших музеев России по версии посетителей сайта TripAdvisor наряду с Эрмитажем, Третьяковской галереей, Оружейной палатой, Петергофом и другими.
- Представленный в музее Ford-A 1928 года стал прототипом для первого советского серийного легкового автомобиля ГАЗ-А. Buick 32-90 1932 года послужил образцом для советского представительского автомобиля Л-1 завода «Красный Путиловец».