Притяжение Крыма

Морская романтика, головокружительные ландшафты и богатая история Крыма на многие годы превратили полуостров в огромную съемочную площадку под открытым небом. Здесь были сняты десятки фильмов, многие из которых стали легендами сразу после выхода. А сам Крым с легкостью перевоплощался в любой регион на Земле от Аргентины до Филиппин.

Человек-амфибия (1961)

Притяжение Крыма_foto Притяжение Крыма_foto

Сенсация советского проката 1960-х. Экранизация романа Александра Беляева «Человек-амфибия» рассказывает историю любви выходца из морских глубин Ихтиандра и девушки Гуттиэре на фоне сказочных крымских красот, которые с успехом сыграли роль побережья Аргентины. Первые в отечественном кино масштабные подводные съемки велись в прозрачных водах Ласпинской бухты в окрестностях Севастополя. Совершенно дикое и безлюдное место на момент создания фильма в наши дни превратилось в популярный спот для дайверов. Охоту на Ихтиандра устроили под скалой Ифигения в Кастрополе. Встреча главных героев фильма состоялась в севастопольской Голубой бухте. Живописные отвесные обрывы Карадага и мыса Айя выступили в роли берегов с Западного полушария.

 

Кавказская пленница (1967)

Притяжение Крыма_foto Притяжение Крыма_foto

Что помешало Леониду Гайдаю снять фильм «Кавказская пленница» на Кавказе? Факт остается фактом: декорациями для натурных съемок одной из самых кассовых советских комедий стала не одна из кавказских республик, а все тот же Крым. Команда режиссера объездила половину полуострова в поисках подходящих локаций. Горные ландшафты были сняты в Алуште и окрестностях села Лучистое. Экскурсовод даже может показать «камень Натальи Варлей», на котором героиня фильма якобы танцевала твист под «Песенку о медведях», но скала слишком высока для того, чтобы на нее смогла запрыгнуть миниатюрная актриса. Зато «орех Никулина» под Демерджи, на котором сиживал киношный Балбес, вполне аутентичен. Дереву более 600 лет, так что залезать на него запрещено.

Пираты ХХ века (1979)

Притяжение Крыма_foto Притяжение Крыма_foto

За год проката «Пиратов XX века» посмотрели почти 90 миллионов зрителей — абсолютный рекорд кинематографа СССР. Боевик Бориса Дурова с Николаем Еременко-младшим, Петром Вельяминовым и Талгатом Нигматулиным в главных ролях не только раскрыл неожиданную тему (оказывается, пираты могут захватить советское судно!), но и сделал популярным карате среди мальчишек по всей стране. На этот раз Крым изображает Юго-Восточную Азию: сюжет развивается в районе Филиппин. Основным местом действия стали окрестности Нового Света — мыс Капчик, Голубая бухта, Разбойничья бухта. Деревню туземцев соорудили под Коктебелем. Ради сцены прохода пиратского вельбота через грот в скале съемочная бригада отправилась на другой конец полуострова — на мыс Тарханкут.

 

Асса (1987)

Притяжение Крыма_foto Притяжение Крыма_foto

Если существуют фильмы, определяющие эпоху, то «Асса» — из таких. Картина Сергея Соловьева формально рассказывает о конфликте на почве ревности между богатым цеховиком Крымовым и музыкантом-подпольщиком Банананом, но на самом деле задает тренд на русский рок, который вот-вот станет определяющей культурной силой в стране. После участия в «Ассе» группы «Кино» и «Аквариум» начали собирать стадионы. Драма разворачивается на фоне заснеженной зимней Ялты. В кадре — Никитский ботанический сад под покровом снега, курятник Бананана на чердаке одного из домов на Морской улице, канатная дорога с набережной на холм Дарсан. Номер построенного в 1907 году отеля «Ореанда», в котором проживал герой Сергея Говорухина, в наши дни носит имя «Асса».

Подписаться на рассылку

Чтобы оформить подписку заполните форму ниже
Автор: Игорь Цалер
Фотограф: Dreamstime.com