Грифоны


Мифические существа с львиным телом, орлиной головой и размашистыми крыльями, которых в середине XIX века якобы разводил аптекарь Пель, издревле были призваны охранять сокровища. Отчасти по этой причине скульптуры грифонов установлены по обе стороны от открытого в 1836 году Банковского моста через канал Грибоедова — символично, что переправа вела к Государственному ассигнационному банку. За чугунными грозными стражниками работы «мастера резного художества» при Адмиралтействе Павла Соколова спрятаны детали опор, соединенные цепями, которые звери удерживают в своих пастях. Однако пернатых львов можно встретить не только здесь. Фасад дома на улице Кирочная, 27, построенного на рубеже XIX—XX веков, также декорирован грифонами. Балконы Доходного дома архитектора А. Х. Пеля, имевшего далекое родство с семьей аптекаря Пеля, также подпирают мифические крылатые львы. Четыре грифона разместились по сторонам гранитной пристани Университетской набережной почти у самой воды, напротив здания Академии художеств.
Ангелы


Считается, что Петербург будет существовать, пока его охраняют три ангела. Золотой крылатый защитник держится за шпиль Петропавловской крепости, серебряный венчает купол церкви Святой Великомученицы Екатерины, расположенной на Васильевском острове, бронзовый небесный страж несет свою службу на Александровской колонне, вырубленной из цельного куска гранита и установленной посреди Дворцовой площади в ознаменование победы над французами в 1812 году. Любопытно, что скульптура ангела ростом в 4 метра 25 сантиметров, выполненная Борисом Орловским в 1834 году, ничем не закреплена: стальной прут, подпиравший ее, был удален. Таким образом, гранитный монумент на макушке колонны удерживается за счет собственного веса. Выяснилось это сравнительно недавно, во время реставрации памятника в 2002—2003 годах. Всего же в Петербурге насчитывается свыше трех тысяч скульптурных ангелов.
Ши-цза


На Петровской набережной по обе стороны от спуска к Неве восседают дозорные ши-цза, представляющие собой полульвов-полулягушек. Один персонаж восточной мифологии изображен со сферой, олицетворяющей буддийское знание, второй — с детенышем, что символизирует продолжение жизни. В Китае подобные скульптуры ставятся при входах в храмы, дворцы и прочие сакральные институции. В Петербург гранитные фигуры прибыли из Гирина, провинции на востоке Китая, в исторической области Маньчжурия. Транспортные расходы, включая перевозку на поезде до Владивостока и затем на пароходе до Петербурга, китайские власти взяли на себя. На постаменте есть надпись: «Ши-цза из города Гирина в Маньчжурии перевезена в Санкт-Петербург в 1907 году. Дар генерала от инфантерии Н. И. Гродекова». Впечатляющие своими габаритами — 4,5 метра в высоту и весом в 2,5 тонны, — они символизируют успех, богатство, могущество и власть.
Сфинксы


Каменную переправу через реку Фонтанку охраняют сфинксы — единственные уцелевшие декоративные элементы некогда пышно украшенного моста. Открыли ее в 1826 году, но спустя почти 80 лет сооружение обрушилось. Согласно основной версии, мост не выдержал прохода колонны гвардейской кавалерии — образовался эффект резонанса из-за стройной маршировки эскадрона. К счастью, никто не пострадал. Спустя полвека построили новую переправу. Символизирующие мудрость и высшую власть мифические животные с телом льва и человеческим торсом встречаются и на Университетской набережной. Эти скульптуры, которые, в отличие от всех остальных в Петербурге, действительно привезли из Египта, были созданы для поминального храма фараона Аменхотепа III, а в российскую столицу их транспортировали в 1832 году. Советский египтолог, ассириолог, а также основатель советской школы историков Древнего Востока Василий Струве заметил: «По мастерству исполнения, обилию надписей и хорошей сохранности Невским сфинксам нет равных в мире. Даже египетские музеи и Лувр не имеют таких экспонатов». Всего же в Северной столице и ее окрестностях насчитывается около 30 сфинксов.
Атланты


Могучих титанов, которые в древнегреческой мифологии удерживали на своих плечах небесный свод, ищите у здания Нового Эрмитажа. Десять скульптурных гигантов украшают портик — крыльцо в виде галереи перед главным входом в музей со стороны улицы Миллионной. Пятиметровые мраморные исполины были водружены здесь в 1848 году, а создавали их 150 высококлассных каменотесов в течение почти двух лет. Над лицами атлантов трудился автор проекта — скульптор Александр Теребенев. Это, без сомнения, самые известные «носители неба» в Петербурге, однако поиск остальных может стать настоящим квестом и отличным способом узнать город на Неве. Подсказка: ищите атлантов, подпирающих крыши, карнизы или балконы зданий доходных домов. Среди них: дом Р. Г. Веге, дом М. С. Мальцевой, дом С. Ф. Англареса. Дойдете до угла набережной Фонтанки и Невского проспекта, обратите внимание на дворец Белосельских-Белозерских. Особняк И. К. Мясникова и Дом Пашкова тоже обещают порадовать своим декором.

Драконы
В доме № 20 на улице Пушкинской, более известном как «Пале рояль», любила собираться творческая интеллигенция — Чехов, Куприн, Бунин, Шаляпин, Блок, Маяковский и многие другие. Эркер здания, по задумке архитектора А. В. Иванова, поддерживают драконы.
Вампиры
Дом Городских учреждений, расположенный на перекрестке улицы Садовой и Вознесенского проспекта, стал местом обитания нетопырей, иначе вампиров — дань моде на готику. Средневековые мифические существа, как и полагается, живут под крышей здания.
Морские чудища
Дворцово-парковый ансамбль Петергоф представляет собой еще и заповедник фантастических существ. Среди фонтанных скульптур встречаются Нептуны, тритоны, наяды, нереиды, сирены и другие обитатели морских пучин.