Мосты Петербурга

В то время как петербуржцы неустанно заучивают график развода мостов, чтобы успеть домой до зрелищного действа, гости Северной столицы поторапливают стрелки часов в томительном ожидании главного городского перформанса: до конца ноября град Петра приглашает полюбоваться проходом судов из Балтийского моря через Неву в Ладожское озеро под грандиозными чугунными переправами. Это не просто туристический аттракцион, обязательный ритуал для путешественников и полуночное приключение, преисполненное романтики. Мосты в Петербурге, помимо сугубо утилитарной задачи, исторически являлись объектом притяжения.
Мосты Петербурга_foto

В 1844 году Аполлон Григорьев в «Заметках петербургского зеваки» писал: «Низший класс петербургского общества очень любит мосты… он иногда по целым дням проводит у этих мостов, беседуя с земляками, наблюдая за прохождением барки или просто, живописно облокотясь на перила и поплевывая в воду, для собственного удовольствия, в продолжение нескольких часов сряду. Мост для русского мужика то же, что форум для римского. Здесь он, с свойственным ему юмором, толкует, рядит и судит о разных разностях, разумеется, кроме воскресных дней, которые он исключительно посвящает гостеприимным заведениям… Мост питает множество народа, начиная с извозчика, который около него обыкновенно ставит свою кобылу, до бабы, которая продает летом чернику в помадной банке, а зимой пряники очень странного цвета и запаха». Времена меняются, однако в веке нынешнем переправы через реки и каналы Петербурга все еще исправно служат местом встречи жителей и обязательным пунктом посещения в программе для гостей города.

Троицкий

Мосты Петербурга_foto

В Санкт-Петербурге насчитывается 437 мостов. Это и знаменитые на весь мир разводные переправы через Неву, автомобильные и пешеходные через реки и каналы, малые мосты в пригородах Северной столицы, а также те, которые отметились в истории мировой авиации. В 1927 году знаменитый советский летчик Валерий Чкалов, желая впечатлить свою возлюбленную, совершил уникальный пролет под Троицким мостом меж его опор. Правда, задокументированных свидетельств этому эпизоду в биографии аса нет, как и опровержений. Зато есть другой доказанный факт: в 1940-м году пилот Евгений Борисенко пролетел под Троицким на гидросамолете во время съемок фильма «Валерий Чкалов». А еще раньше, в 1916 году, подобный трюк совершил летчик-инструктор Петроградской офицерской школы морской авиации Георгий Фриде; его друг и коллега лейтенант Алексей Грузинов в этом же году пролетел не только под Троицким, но и под всеми мостами на Неве.

 

Дворцовый

Мосты Петербурга_foto

Самый нарядный мост Петербурга, соединяющий центр города и Васильевский остров, — Дворцовый. Именно его чугунные пролеты эффектно взмывают к небу. Задача, которую в 1901 году поставили перед мостостроителями, была наисложнейшая: инженерам поручили создать архитектурное произведение, достойное городского пейзажа. Другими словами, представить миру проект, который органично вписался бы в окружение Адмиралтейства, здания Биржи и Зимнего дворца. Более полусотни эскизов не прошли конкурс, и только идея петербургского зодчего Анджея Пшеницкого показалась императору Николаю II достойной. Открыли переправу в 1916 году, однако узнаваемый облик, который сегодня мы называем открыточным и символичным для Петербурга, мост обрел лишь в 1939-м. Дворцовый разводится-сводится примерно 300 раз в год — каждую ночь дважды, если считать вместе со временными сводками, а его крыло со стороны Эрмитажа нередко служит в качестве огромного киноэкрана.

 

Большеохтинский

Мосты Петербурга_foto

Не умаляя достоинств Дворцового, пожалуй, самым красивым мостом Петербурга справедливо можно назвать Большеохтинский, связывающий район Малой Охты и исторический центр города. Переправа Петра Великого, грандиозный и лучше всех сохранившийся в Северной столице памятник стиля модерн, один из самых выдающихся мостов мира за счет своей конструкции и внешнего облика, Большеохтинский совершает полный подъем своих пролетов всего за полминуты! Удивительно, но против строительства этого архитектурного шедевра в начале прошлого века устраивали митинги. Паромщики были крайне недовольны тем, что впредь в их услугах народ не будет нуждаться и зарабатывать на переправе, спекулируя ценами, не получится. Поговаривают, что при возведении моста среди десятков тысяч металлических заклепок инженеры использовали одну золотую, «на счастье». Находится мост в стороне от центра, но расстояние не является помехой — сюда приходят и днем, чтобы полюбоваться мостом при свете и рассмотреть все его детали, и вечером, когда переправа облачается в иллюминацию. Многим в ночное время суток Большеохтинский напоминает лондонский Тауэрский мост.

 

Аничков

Мосты Петербурга_foto

Синий

Аничков или Áничков? Любимый вопрос, который петербуржцы поспешат вам задать возле этого моста. Так все же, как правильно ставить ударение? С женским именем название моста не имеет ничего общего, и ударение в этом слове следует ставить на вторую гласную. Сооружение гордо носит фамилию выдающегося подполковника-инженера Михаила Аничкова, чей батальон во времена правления Петра Великого обосновался за Фонтанкой в так называемой Аничковой слободе. Узнаваемым мост делают статуи конных всадников авторства Петра Клодта, появившиеся здесь в 1841 году. Изначально скульптуры должны были украшать Университетскую набережную, однако работа над ними несколько затянулась, а на набережной уже поселились египетские сфинксы. Затем статуи было решено водворить у Зимнего дворца, однако и этим планам не суждено было реализоваться — Николай I не одобрил идею. Тогда четырех всадников установили на Аничковом мосту. Любопытно, что творения Петра Клодта можно рассматривать в качестве 3D-комикса. Сюжет композиции читается при переходе от одной статуе к другой.

Мосты Петербурга_foto

Самый широкий мост Санкт-Петербурга — Синий. И, на самом деле, мало кто задумывается, гуляя по нему, что под дорогой протекает река Мойка! Мост-невидимка воспринимается как часть ансамбля Исаакиевской площади, а его ширину в 97,3 метра однажды признали мировым рекордом. Переправу выдают выкрашенные в синий цвет ограды. Есть в Петербурге и Красный мост. Изначально построенный в 1717 году из дерева и в 1808 году замененный на чугунный, внешне он вряд ли может конкурировать с собратьями. Однако переправа имеет историческую ценность — только Красный сохранился до настоящего времени в своем первозданном виде. А еще в городе на Неве есть одно удивительное местечко под названием Семимостье. Здесь сходятся Коломенский, Казанский, Покровский и Спасский острова и пересекаются два канала — Грибоедова и Крюков. Если встать на переправу Пикалова, то перед взором предстанут сразу семь питерских мостов: Могилевский, Красногвардейский, Ново-Никольский, Смежный, Старо-Никольский, Кашин и Торговый.

 

Эрмитажный

Мосты Петербурга_foto

Один из старейших каменных мостов Петербурга, возведенный в 1760-х годах через Зимнюю канавку. Увековечил его Петр Ильич Чайковский, который написал музыку для оперы по мотивам «Пиковой дамы», но включил в либретто трагическую сцену, когда главная героиня Лиза бросается в воду с этого мостика. Отойти от пушкинского оригинала композитор решил после прочтения новости в петербургской газете о некой Юлии Перовой. Девушка свела счеты с жизнью из-за несчастной любви прыжком именно с Эрмитажного моста.

 

Египетский

Мосты Петербурга_foto

Эту каменную переправу через реку Фонтанку между Покровским и Безымянным островами охраняют сфинксы — единственные уцелевшие декоративные элементы некогда пышно украшенного моста. Открыли ее в 1826 году, но спустя почти 80 лет сооружение обрушилось. Согласно основной версии, мост не выдержал прохода колонны гвардейской кавалерии — образовался эффект резонанса из-за стройного марширования эскадрона. К счастью, никто не пострадал. Спустя полвека построили новую переправу.

Поцелуев

Мосты Петербурга_foto

Мост через Мойку, одна из знаковых достопримечательностей города, где влюбленные назначают друг другу свидания, а новобрачные устраивают романтичные фотосессии. Правда, название переправы не имеет ничего общего с трепетными чувствами. В конце 1780-х годов здесь находился одноименный трактир, владел питейным заведением купец Никифор Поцелуев, который, в свою очередь, обязан своей звучной фамилией слову «целовальник». Именно так в давние времена нарекали чиновника, собиравшего подати с трактирщиков.

 

Финляндский

Мосты Петербурга_foto

Самый необычный мост по своему архитектурному замыслу, единственная железнодорожная переправа через Неву в черте Санкт-Петербурга. По сути, сооружение представляет собой два соединенных вплотную моста: в середине 1980-х к историческому достроили новодел, в точности повторяющий облик оригинального. Любопытно понаблюдать за разведением переправы: в отличие от собратьев, распахивающих «крылья», у Финляндского поднимается средний пролет, чтобы суда могли беспрепятственно пройти под ним.

Львиный

Мосты Петербурга_foto

Один из трех сохранившихся пешеходных цепных, или висячих мостов через Грибоедовский канал. Переправу удерживают чугунные грозные львы — по два на каждом берегу — работы «мастера резного художества» при Адмиралтействе Павла Соколова. Ему принадлежит авторство грифонов на соседнем мосту, Банковском. За фигурами животных на обоих мостах спрятаны чугунные детали опор, соединенные цепями, которые звери удерживают в пастях. Крылатые львы Соколова встречаются на эмблеме фабрики имени Крупской.

 

В Санкт-Петербурге появляются новые переправы, которые наравне с историческими представляют интерес для более детального знакомства. Мост Бетанкура, например, возвели к чемпионату мира по футболу, и он стал первым в городе, по которому могут двигаться автомобили, велосипеды и пешеходы. Яхтенный мост, соединяющий Приморский парк Победы и Парк 300-летия, обещает отличные виды на Финский залив, «Лахта Центр», стадион «Газпром Арена» и Западный скоростной диаметр (ЗСД).

 

Подписаться на рассылку

Чтобы оформить подписку заполните форму ниже
Автор: Юлиана Новоселова
Фотограф: Dreamstime.com