Мумбай. Ворота в Индию

Вас может потянуть в Мумбай после прочтения романа «Шантарам» Грегори Дэвида Робертса или под впечатлением от просмотра «Миллионера из трущоб». Само название столицы штата Махараштра, которая до 1995 года город носила имя Бомбей, для европейского уха звучит как магическое заклинание. Пожалуй, здесь и впрямь можно почувствовать себя первопроходцем. Многоязыкий, шумный, пестрый Мумбай предлагает путешественнику поразительное колониальное наследие и аутентичную экзотику, которой не найти больше нигде.
Мумбай. Ворота в Индию_foto Мумбай. Ворота в Индию_foto

Мумбай огромен. Его размеры вы оцените, когда будете добираться в город из аэропорта. Кондиционированный ветер в салоне такси позволяет выжить в палящем зное. Трасса заполнена гудящими машинами. Мимо проносятся престижные внедорожники, за рулем которых сидят типажи из болливудских фильмов с гладко зачесанными набриолиненными волосами. На горизонте сияют стеклянные и бетонные громады бизнес-центров, как и полагается финансовой столице. В «индийском Нью-Йорке» проживает больше состоятельных людей, чем в любом другом городе Индии. В Мумбае соседствуют самый экстравагантный жилой дом в мире — личный 27-этажный небоскреб «Антилия» бизнесмена Мукеша Амбани с тремя вертолетными площадками — и необозримые трущобы. Расположенный на семи островах и мелиорированных землях, мегаполис позволяет почти 20 миллионам жителей дышать морским воздухом. Древние памятники скрыты на острове Элефанта и среди джунглей национального парка «Санджая Ганди» на северной окраине, но это все еще молодой город, созданный в XVII веке в качестве торгового хаба.

Мумбай. Ворота в Индию_foto Мумбай. Ворота в Индию_foto

Оптимальный маршрут для старта — старый район Колаба, где памятники колониальной эпохи по пышности соперничают друг с другом. Индийские политики сколько угодно могут говорить о преодолении пережитков империи, но никому из них не придет в голову снести построенный англичанами вокзал Чхатрапати-Шиваджи, когда-то носивший гордое имя королевы Виктории. С момента открытия в 1888 году до наших дней это гордость Мумбая. Оформленное в неоготическом стиле здание с его витражами, арками, колоннами, декоративными львами и павлинами больше похоже на королевский дворец, чем на железнодорожную станцию. Тем разительнее контраст, когда внутри этого памятника имперскому роскошеству со скрежетом отходит набитая пассажирами электричка, двери в которой не закрываются в принципе. В час пик не надо даже пытаться забираться туда! Лучше отправиться к острым шпилям Верховного суда, выстроенного в диковинном индо-сарацинском стиле на Овальном Майдане — зеленой лужайке, на которой местные жители отрабатывают навыки игры в крикет. Привет бывшим колонизаторам!

 

Мумбай. Ворота в Индию_foto Мумбай. Ворота в Индию_foto

Чтобы понять характер Мумбая, надо решиться на глубокое погружение в гущу уличной жизни. Идти лучше пешком. Такси в Мумбае стоит копейки, но чаще всего оно бесполезно из-за пробок. Вы окажетесь в ситуации, когда все едут, идут, сигналят, кричат, паркуются и трогаются с места одновременно. Автобусная остановка может быть заставлена машинами в три ряда. Никто не обращает внимания на знаки и моргание светофоров — но поразительным образом статистика ДТП не превышает средние показатели по миру. Этот хаос сам себя контролирует! Несколько раз перейдя дорогу в неположенном месте с невозмутимым видом, вы почти наверняка окажетесь на огромном рынке. Бумажник лучше спрятать во внутренний карман, но в целом атмосфера дружелюбная. На базаре, который сохранил название Кроуфорд со времен господства англичан, продается все от фруктов, специй и одежды сомнительного происхождения до бытовой техники, изысканного фарфора и певчих птиц. Мотороллеры торговцев уверенно прокладывают курс сквозь толпу, лишь чудом не заваливаясь набок под весом тюков с товаром.

Мумбай. Ворота в Индию_foto Мумбай. Ворота в Индию_foto

В людском водовороте Мумбая перемешаны эпохи, веры и наречия. Кафедральный собор Святого Фомы 1718 года постройки вполне мог бы стоять в лондонском пригороде, но под потолком церкви установлены жизненно необходимые в этих широтах вентиляторы. Мечеть Хаджи Али может похвастаться более солидным возрастом: она стоит на острове с 1431 года, служа местом для молитвы местным суннитам. «Храм», оставшийся со времен империи, — роскошный отель Taj Mahal Palace. По соседству высится еще один культовый объект: массивная арка «Ворота Индии» из армированного бетона и желтого базальта, возведение которой началось в 1911 году в честь визита короля Георга V. Когда-то в этом месте набережной сходили на берег пребывающие в Бомбей по морю пассажиры. По иронии судьбы через эту же арку в 1948 году из Индии уходили последние британские войска после объявления независимости страны. Но паромщиков, которые зазывают туристов на экскурсию у подножия памятника, большая история мало заботит. Здесь каждый день идет борьба за место под солнцем. Лишняя рупия на дороге не валяется!

Подписаться на рассылку

Чтобы оформить подписку заполните форму ниже