Тадж-Махал. Дворец любви

Тадж-Махал — всемирно прославленное здание, и едва ли не каждый цивилизованный житель планеты сможет нарисовать его контуры по памяти. Заочно или наяву восхищаясь дивными линиями и блестящим белоснежным мрамором, мало кто догадывается о том, какая мрачная история связана с этим выдающимся памятником средневековой индийской архитектуры.
Тадж-Махал находится в Индии, если точнее — в штате Уттар-Прадеш, в предместье живописнейшего города Агра. Он собирает рекордное число посетителей со всего мира и представляет собой памятник исламской погребальной архитектуры времен Великих Моголов.

«Роза-Биби-Мумтадж-Махал», или «Гробница любимой жены Мумтадж-Махал», — так называется мавзолей, построенный тогдашним правителем Индии для супруги, умершей от послеродовой горячки. У Шаха Джахана — пятого Великого Могола, имелось множество жен и наложниц, но красавица Мумтадж-Махал — «Избранница Дворца» — была ему милее других. Кстати, подлинное имя ее звучало как Арджуманд Бану, но в истории, как это часто бывает, закрепилось не имя, а прозвище… Четырнадцать детей родила Шаху Джахану прекрасная Мумтадж-Махал, но последние роды закончились трагически. На смертном одре красавица попросила супруга построить в ее память такой дворец, какого нет больше нигде в мире, и Шах Джахан обещал жене выполнить ее просьбу. Безутешному вдовцу было в ту пору не более сорока, но он не стал откладывать дела в долгий ящик. Строительство будущего чуда света началось в 1631 году, сразу после смерти Мумтадж-Махал, а закончилось уже к 1643 году. Около 20 тысяч рабочих непрестанно трудились в течение двенадцати лет, стоимость же, в которую обошлось строительство гробницы, — 41 миллион рупий и, сверх того, 500 килограммов золота.

О персоне архитектора, проектировавшего уникальное здание, до сих пор идут споры, и самыми жизнеспособными считаются версии о двух персидских братьях, турецком ученике знаменитого Синана и венецианце Джеронимо Веронео — возможно, каждый из четырех руководил проектом на разных стадиях работы.  Чтобы затмить вся и всех, Шах Джахан приказал украсить мавзолей инкрустациями во флорентийском стиле «pietra dura» (на хинди он называется «пачикари»). Эта крайне трудоемкая техника заключается в том, что драгоценные и полудрагоценные камни (лазурит, малахит, бирюза, яшма, черный оникс, перламутр, топаз, сапфир, сердолик, хризолит) распиливаются на тончайшие дольки, которые потом инкрустируются в мрамор. Работа невероятно тяжелая — в этом можно убедиться воочию, побывав на одной из мраморных фабричек Агры. Здесь до сих пор трудятся потомки строителей Таджа, украшающие инкрустациями мраморные шкатулки, панно и декоративные столики. Пальцы этих мастеров спилены и навеки изуродованы, как, наверное, были изуродованы пальцы их отцов и дедов. Тем не менее, техника вполне оправдала себя по прошествии веков: камни не потеряли своей яркости, и выглядят так же красиво, как и четыреста лет назад… Орнаменты, украшающие Тадж-Махал (и, разумеется, декоративные шкатулки, панно и столики, в точности повторяющие знаменитые мотивы), в основном цветочно-растительные: исламское видение райских садов, где вечно цветут каменные тюльпаны, лилии, маки, ирисы и нарциссы. Это еще один поклон в сторону заказчика, ведь Шах Джахан слыл большим знатоком природы. Другой мотив инкрустаций напрямую связан с каллиграфией — огромные цитаты из Корана, выполненные из черного мрамора, украшают фасад дворца.

 

Не побывав у Тадж-Махала, невозможно даже представить себе, насколько грандиозен этот комплекс. Тадж Гандж, входные ворота из красного песчаника, скрывают за собой не просто караван-сарай, но самую пленительную архитектурную сказку Индии: аллеи аккуратных кустов, каналы с водой, мечеть и гостиницу, фонтаны, четыре стройных минарета, выстроенных с таким расчетом, чтобы даже в случае землетрясения они упали не на Тадж, а рядом. И собственно гробница — роскошный белокупольный дворец из самого чистого макранского мрамора, изукрашенного инкрустациями и каменной резьбой изумительно тонкой работы. Макранский мрамор славится своей особенностью изменять цвет в зависимости от освещения, и, кстати, Тадж-Махал при лунном освещении выглядят более эффектным, чем при дневном свете: мрамор сияет и отражается в черной глади каналов… Чтобы осмотреть гробницу изнутри, нужно снять обувь при входе — впрочем, это обычное дело при посещении любых мусульманских или индуистских религиозных памятников. Внутренние интерьеры Таджа тоже производят сильное впечатление, особенно все те же каменные цветники, расположившиеся на заоблачно высоком потолке…

Надгробия Мумтадж-Махал и Шах Джахана окружены резной мраморной оградой, от которой в солнечный день по стенам пляшет мелкая тенистая рябь. Надгробия, несмотря на свою красоту, декоративные — подлинные кенотафы с телами правителей хранятся в фундаменте, в семнадцати запечатанных подземных комнатах, к сожалению, закрытых для посетителей.

Шах Джахан совсем не предвидел такого сюжета — он думал, что строит гробницу только для одного человека: своей любимой жены. А насчет себя самого у него имелись несколько иные планы. Воодушевленный изумительным результатом строительства, правитель заложил фундамент еще одной гробницы: по замыслу, она должна была быть построена из черного мрамора и располагаться прямо напротив Тадж-Махала, на другом берегу реки Ямуна. До сих пор с площадки у мечети можно увидеть этот заброшенный фундамент и одну из построенных башенок… Почему же такому могущественному правителю, каким, без сомнения, был Великий Могол Шах Джахан, не удалось завершить начатое строительство? В свободное течение истории вмешался один из сыновей Шаха Джахана и Мумтадж-Махал, дитя любви и редкостный, как оказалось, негодяй по имени Ауренгджеб. Могольский трон должен был унаследовать старший сын Шаха, тогда как третьему по счету Ауренгджебу рассчитывать здесь было абсолютно не на что. Жадный до власти молодой человек не пожелал мириться с подобным состоянием дел и приступил к реализации своих собственных взглядов на управление государством. Сделавшись военачальником, Ауренгджеб убил своих братьев и организовал в стране, современным языком говоря, путч. Отцу-правителю сынок высказал множество претензий, в том числе обвинил его в растрате государственной казны и неумеренной тяге к возведению прекрасных дворцов. Шах Джахан был арестован и посажен под замок в Форте Агры — величественной крепости, служившей местом жительства многолюдной семье правителя. Сам Ауренгджеб занял трон отца и стал последним из Великих Моголов. Впрочем, потомки по сей день осуждают поступок братоубийцы. Его имя никогда не дадут ни одному индийскому ребенку. Что же до Шаха Джахана, то он провел в домашнем заточении семь долгих лет, до самой своей смерти. И каждый день в башенном окне Шах видел прекрасный белоснежный сон: близкий и недоступный дворец по имени Роза-Биби-Мумтадж-Махал…

Автор: Анна Матвеева