Клиповое сознание Дэвида Ла Шапеля

На первом снимке известного фотографа Дэвида Ла Шапеля, сделанном им в шесть лет, — его молодая лучезарно улыбающаяся мать, стоящая на балконе пуэрто-риканского отеля в одном бикини и с бокалом мартини в руках. Этот кадр, дерзкий и сексуальный, оптимистичный и примитивный, станет манифестом авторского стиля будущего летописца гламурной жизни знаменитостей.

Подписаться на рассылку

Чтобы оформить подписку заполните форму ниже

Сказки о звездах

Клиповое сознание Дэвида Ла Шапеля_foto Клиповое сознание Дэвида Ла Шапеля_foto
Манера Ла Шапеля, называемая репортажным сюрреализмом, идеально соответствует потребностям знаменитостей мифологизировать себя, создать нереальный, волшебный, причудливый, искусственный образ.

Ла Шапель — персональный фотограф суперзвезд, которые еще при жизни стали легендами. Среди них — Уитни Хьюстон, Майкл Джексон, Элтон Джон, Мадонна. Он создал собственный стиль — гремучую смесь репортажной съемки и бредового сюрреализма, гипертрофированного гламура и иронического китча. На фотографии, которая принесла Ла Шапелю мировое признание, на фоне горящего средневекового замка запечатлены дизайнер Александр Мак-Куин, переодетый в женское платье, и его близкая подруга, бывший редактор журнала Tatler Изабелла Блоу, похожая на впавшее в младенчество взрослое  существо из абсурдных кэрролловских сказок. «Мои фотографии — способ уйти от реальности как можно дальше. Мечты должны быть частью нашей повседневной жизни», — говорит фотограф.

Ночное рандеву

Клиповое сознание Дэвида Ла Шапеля_foto Клиповое сознание Дэвида Ла Шапеля_foto
«Делай что хочешь, — напутствовал его Энди Уорхол, — но просто убедись, что все выглядит отлично».

Преображению обыденного Ла Шапель научился у матери, чья камера стала его первым фотоаппаратом. «Моя мать подрабатывала официанткой, но в выходные дни любила брать с собой фотоаппарат и снимать окрестности. Причем обыкновенная стоянка торгового центра выглядела на снимке как фешенебельные окрестности модного курорта», — сказал он в интервью. Влюбленный в увлечение своей матери, он с ранних лет начинал снимать сам. После Школы визуальных искусств в родном городе Коннектикут он уехал в Нью-Йорк, где больше возможностей для самореализации. Оказавшись совершенно без средств, Ла Шапель устроился официантом в ночной клуб Studio 54. Однажды после вечеринки он нашел золотую сережку (которая, как выяснилось, принадлежала Паломе Пикассо), продал драгоценность и на вырученные деньги купил фотоаппарат. Здесь же он познакомился со своим кумиром и гуру, королем поп-арта Энди Уорхолом. «Энди можно было встретить практически на любой модной вечеринке, подойти и запросто познакомиться. Я так и сделал». Узнав, что перед ним начинающий фотограф, он предложил ему сделать серию снимков для журнала Intervew.

Вдохновенный поп-арт

Клиповое сознание Дэвида Ла Шапеля_foto Клиповое сознание Дэвида Ла Шапеля_foto Клиповое сознание Дэвида Ла Шапеля_foto
«Мы живем в такое время, в котором доминирует национальная одержимость едой и сексом, и это отражается в моих работах», — объясняет свои навязчивые идеи фотограф.

Творчеством Уорхола фотограф был одержим еще будучи школьником. Идеи поп-арта, стиля в искусстве, который стал одновременно и реакцией на общество тотального потребления и массовую культуру, и рефлексией этих явлений, нашли отражение в художественной манере Ла Шапеля. Знаменитости на его фотографиях часто выглядят как неодушевленные предметы — метафора того, что они являются объектом потребления. Любимица Карла Лагерфельда, известная модель Кара Делевинь запечатлена им лежащей в куче игрушечного фаст-фуда. Другую модель на снимке Ла Шапеля постигла более горькая участь — ее задавил гигантский гамбургер. Так же, как у адептов поп-арта, еда в первобытных, примитивных и банальных вариациях — от банана, несущего в себе сексуальный подтекст, до залитого липкой цветной глазурью американского пончика донатс, который любят и взрослые, и дети, — почти всегда присутствует на фотографиях Ла Шапеля.

Актуальное контрискусство

Клиповое сознание Дэвида Ла Шапеля_foto Клиповое сознание Дэвида Ла Шапеля_foto
Актуальное искусство возвело в ранг высокохудожественных приемов копирование, цитирование, пародирование, то есть вторичное и растиражированное, что априори не имеет ничего общего с гениальностью.

С певцами пластиковых удовольствий, художниками поп-арта, Ла Шапеля объединяет еще одна идея  — цитирование великих мастеров кисти. Как известно, кроме фирменных комиксов, Рой Лихтенштейн создал кавер-версии картин Пикассо, Матисса и Сезанна. Ла Шапель запечатлел картины по мотивам произведений художников Ренессанса, насыщая знакомые композиции современными реалиями. Фотограф создал ремейки «Тайной Вечери» Леонардо да Винчи, «Венеры» Боттичелли и «Потопа» Микеланджело, проявив себя как талантливый колорист. «Потоп» Ла Шапеля был продан на аукционе за 70 тысяч долларов.  Пабло Пикассо, названный величайшим художником со времен Леонардо да Винчи, один из самых плодовитых мастеров двадцатого века, написавший более четырнадцати тысяч картин, включая те, которыми он, живя в крайней нищете, топил печь и расплачивался за еду, однажды иронично выразился о виртуозных и грандиозных ваятелях современного искусства: «Настоящие художники — Рембрандт, Джотто, а я лишь клоун; будущее в искусстве за теми, кто умеет кривляться». Пикассо, пророчивший фиглярам и фокусникам успешное будущее, не ошибся.

С 1987 года Ла Шапель снимает множество fashion-фотосессий и обложек для именитых изданий The Face, Vogue, Vanity Fair, Playboy, Rolling Stone, Vibe, Details, Arena, GQ. Нередко он берется и за создание обложек CD  и съемку высокобюджетных клипов, многие из которых получают награды.

Подписаться на рассылку

Чтобы оформить подписку заполните форму ниже
Автор: Кристина Фадина