Волшебная лампа

Свет обладает невероятными выразительными возможностями. Вспомним прием Владимира Набокова — на своих лекциях он закрывал шторы, и аудитория погружалась во мрак. «На небосклоне русской литературы вот это Гоголь», — и в конце зала вспыхивала лампа. «Вот это Чехов», — на потолке загоралась еще одна звезда. «Это Достоевский», — щелкал выключателем Набоков. «А вот это Толстой!» — лектор распахивал драпировку окна, и помещение заливал слепящий солнечный свет.

Зона притяжения

Этот блестящий театральный трюк помогал Набокову правильно расставить акценты. И если на минуточку забыть о заурядной функции искусственного света — освещать помещение, то откроются иные его свойства — фокусировать внимание на определенных предметах и зонировать пространство. Архитектор по образованию, итальянец Акилле Кастильони считал, что каждый предмет интерьера должен решать некую проблему. В собственном доме он заметил, что выход под люстру в столовой находится в центре потолка, а стол располагается в стороне, и осветить его сложно. Так в 1962 году родился проект напольного светильника Arco, который заменяет потолочный. Штанга торшера раздвижная, то есть регулируется по длине, соответственно, если сегодня торшер освещает кресло, в котором приятно читать по вечерам, то завтра он может нависать над обеденным столом на десять человек. Свет способен задавать тон обстановке. Он может быть мягким и интимным, опьяняющим и дремотным, лучезарным и пробуждающим, а может — декоративным, зрелищным, стимулирующим к рефлексии.

Волшебная лампа_foto Волшебная лампа_foto

Культпросвет

Среди дизайнерских люстр есть объекты, приумноженные и растиражированные копиями и цитатами. Например, невесомые, рельефные, скульптурные, сделанные из светлой полупрозрачной бумаги светильники Akari, созданные в 1951 году японским дизайнером Исаму Ногучи. Датчанин Пол Хеннингсен придумал серию дизайнерских светильников PH, но подлинную славу ему принесла люстра PH Artichoke. Премьера светильника, похожего на артишок, состоялась в 1959 году, когда он был выбран для освещения известного ресторана Langelinie Pavillon в Копенгагене. Этой лампе суждено остаться мировым бестселлером по ряду причин: она ажурная, геометрическая, нейтральная и функциональная. Поэт искусственного света немецкий дизайнер Инго Маурера создавал люстры, представляющие собой моноспектакль в интерьере. Это сонм белоснежных ангелоподобных лампочек в люстре Lucellino, а также люстра Zettel’z Chandelier, представляющая собой «упорядоченный хаос» из множества листов рисовой бумаги, на которых оставлены текстовые и изобразительные сообщения. Все эти легендарные люстры имеют множество реплик, поэтому тем, кто эффектным надежным цитатам предпочитает спонтанные свежие идеи, стоит обратить внимание на актуальное творчество современных дизайнеров.

Волшебная лампа_foto Волшебная лампа_foto
Mondrian Doha, Diff. Studio

Источник вдохновения

Искусственный свет в доме — это арт-объект, несущий в себе некую идею. Существуют светильники, отсылающие к музыкально-пластическим видам искусства. Португальская компания DelightFull создала серию светильников, вдохновленных джазом. Brubeck в виде латунных органных труб напоминает о выдающемся пианисте Дэйве Брубеке. Sinatra Floor Lamp посвящен легендарному певцу Фрэнку Синатре, а Hanna Floor Lamp является признанием в любви барабанщику Джейку Ханна. Колокольчик — излюбленный символ голландского дизайнера Марселя Вандерса, присутствующий в светильниках Bell. Марсель Вандерс говорит о колоколе как о ранней форме общения, объединявшей людей для торжеств и собраний. Работавший вместе с Вандерсом молодой дизайнер Дэнни Фэнг создал лампу Fandango, вдохновленную испанским танцем фанданго, который имитирует процесс ухаживания и соблазнения. Подвесной светильник Fandango парит в воздухе, подобно девушке, танцующей в платье с развевающейся пышной юбкой из хлопчатобумажного муслина — это выглядит как мелькающие под потолком вихри энергии и страсти. Такая люстра — кульминационная точка дизайнерской концепции дома.

Подписаться на рассылку

Чтобы оформить подписку заполните форму ниже
Автор: Кристина Фадина