Мятежный дух Жана Поля Готье

Скромный дизайнер-самоучка, который ставил себя выше законов этого мира, отказывался соблюдать общепринятые правила, сворачивал с пути традиции и перекраивал на свой манер существующие каноны красоты, он прославился, приправив высокий парижский стиль двойной порцией дурного вкуса, и, став модной легендой, наставлял: «Надо быть мятежником, чтобы привлечь внимание».
Мятежный дух Жана Поля Готье_foto Мятежный дух Жана Поля Готье_foto Мятежный дух Жана Поля Готье_foto

Мальчик из будуара

Жан Поль Готье провел детство во французском городке Аркёй — до Парижа, блистательной столицы моды, рукой подать. Во всех его сокровенных воспоминаниях особую роль играет бабушка Мари Гаррабе, которая, по его словам, «заряжала энергией все, даже бифштексы». Именно предприимчивая Мари ловко устроила союз своей дочери, меланхоличной красавицы Соланж, с молодым человеком, бухгалтером Полем Готье, плодом которого стал мечтательный мальчик. Вместо того, чтобы пинать мяч с ребятами во дворе, он часами рисовал, освоившись со своим одиночеством. Пребывающий в мире фантазий, не находящий общего языка со сверстниками, он сбегал со школьных уроков в дом бабушки. Здесь в прелестной атмосфере будуара Мари Гаррабе, профессиональная медсестра, принимала клиенток, для которых она была всем: массажисткой, парикмахером, психоаналитиком, медиумом. Маленький Жан Поль Готье завороженно наблюдал за миром женщин, сотканным из оживленных разворотов, переливистого смеха, цветочных ароматов и отражений в зеркалах. Иногда бабушка распахивала перед ним дверцы платяного шкафа и позволяла любоваться платьями и шляпками, а когда с возрастом она стала неловкой, просила внука помочь уложить волосы и застегнуть ей корсет. Именно эти детские занятия натолкнули его на мысль о том, что в будущем он будет или причесывать дам, или одевать их.

Мятежный дух Жана Поля Готье_foto Мятежный дух Жана Поля Готье_foto Мятежный дух Жана Поля Готье_foto

Суперзвезда в модной вселенной

В ящиках стола взрослеющего Жана Поля Готье с каждым днем накапливалось все больше эскизов и набросков. Марк Боан, работавший у Кристиана Диора стилистом, которому приятельница семьи Готье показала рисунки юноши, сказал, что они очень интересны, но в ателье все места заняты и он не может позволить себе взять стажера, даже такого одаренного. Но признание воодушевило Жана Поля Готье, и он отправил свои работы многим известным парижским кутюрье и стал ждать. Пьер Карден откликнулся моментально — в его огромной модной империи, которая в 1970-е годы производила все от одежды до мебели, всегда не хватало хороших рисовальщиков, ведь в те времена каждый эскиз чего бы то ни было делался от руки. Под руководством суперуспешного французского дизайнера Жан Поль Готье поднялся по карьерной лестнице до дизайнера женских коллекций одежды для американского рынка и спустя пять решил открыть собственный модный дом. Его манера создавать одежду, смешивая утонченное и грубое, стала по-настоящему новаторской. Иконический «лук», созданный им в 1976 году, — длинная юбка из фатина, ткани для балетных пачек, в сочетании с байкерской косухой и кедами, воплощающими собой расслабленность спортшика. Жан Поль Готье первым из французских дизайнеров вдохновился уличной модой и маргинальной атрибутикой, стал приглашать на показы не профессиональных моделей, а людей из своего окружения самого разного внешнего вида и социального статуса. «То, что некоторые считают несовершенством, — это то, что я считаю очаровательным и интересным. Какой-то необычно выглядящий нос, волосы, некая дисгармония или асимметрия во внешности — вот что для меня красиво, — говорил дизайнер. — Все мои «фрики» были при мне уже с моих первых шагов в моде: я выпускал на подиум высоких и маленьких, худых и толстых, молодых и не очень. Я всегда предпочитал женщин с характером стереотипным хорошим девочкам».

Мятежный дух Жана Поля Готье_foto Мятежный дух Жана Поля Готье_foto Мятежный дух Жана Поля Готье_foto

Вездесущий творец

Приятный характер позволил Жану Полю Готье стать человеком из мира моды, с которым все хотят иметь дело. Он создал костюмы для нескольких мировых концертных турне Мадонны, в том числе легендарное коническое бюстье, а также некоторые вещи из сценического гардероба Дэвида Боуи, Кайли Миноуг, Милен Фармер. Он сотрудничал с Питером Гринуэйем, Люком Бессоном, Педро Альмодоваром в качестве художника по костюмам в фильмах «Повар, вор и его любовница», «Пятый элемент», «Кика», «Кожа, в которой я живу». Он с удовольствием участвовал в совместных проектах с большими корпорациями, отвечая за модную эстетику. Более сорока лет он создавал ни на что не похожую моду и даже воспитал учеников, которыми можно гордиться. Стажировавшийся в его модном доме Мартин Маржела говорит о нем: «Он не боится невозможного, не боится того, что скажут другие. Он оригинален, чувствителен, он трогательный, и он оптимист». В моде он отдавал предпочтение коллажам и миксам, в которых не оставалось места ничему элитарному, снобизму и так называемому хорошему вкусу. Он брал что-то очень традиционное, например килт, что-то из субкультур вроде берцев и что-то очень модное, скажем, джинсовую жилетку — и получал типичный образ а-ля Готье. Свою марку он продвигал посредством самопрезентации — тельняшка и килт неразрывно связаны с образом дизайнера.  Никогда прежде творец не сливался так полно со своими творениями.

 

Мятежный дух Жана Поля Готье_foto Мятежный дух Жана Поля Готье_foto Мятежный дух Жана Поля Готье_foto

4 культовых изобретения Жана Поля Готье

Тельняшка. Воплощение французского шика — тельняшка, введенная в моду Коко Шанель, превратилась в дизайнерский фетиш благодаря Жану Полю Готье. После 1983 года, когда он сделал эту вещь основной темой коллекции Boy Toy, он никогда с ней не расставался. «Я принял для себя тельняшку в качестве униформы. Таким образом, мне не приходится сходить с ума, придумывая, что надеть, — говорит дизайнер. — Тельняшка — это самый свободолюбивый и романтичный предмет гардероба из всех мне известных». Легкая небрежность и расслабленность, заложенные в самой идее тельняшки, соответствовали концепции модного дома, поэтому практически в каждой коллекции Жана Поля Готье присутствовал мотив синих полосок на белом фоне.

Килт. В середине 80-х Жан Поль Готье снял с мужчин брюки и одел их в юбки, предложив авторскую версию шотландского килта. «Когда я начал создавать мужские коллекции, то подумал: коль скоро женщину в обществе часто воспринимают как объект, я сделаю мужскую коллекцию, в центре которой будет мужчина-объект. После этой коллекции стали говорить о «мужской юбке» от Жана Поля Готье…» Его обвинили в том, что он лишил мужчин их главного качества, но дизайнер парировал: «Юбка не делает тебя менее мужественным. Одежда вообще никак не связана с мужественностью — мужественность идет изнутри. Мужчины и женщины могут носить одно и то же — и при этом оставаться мужчинами и женщинами».

Бра-конус. Корсет — один из самых обворожительных и одиозных предметов в истории одежды. Когда к середине XIX века мода освободила прекрасную половину человечества от необходимости носить этот широкий, приподнимающий грудь пояс, женщины вздохнули с облегчением. Однако со временем они начали скучать по вещи, которая делала их сексуальными. Но Жан Поль Готье, знающий толк в красоте, уверенный в том, что «как только вещь становится удобной, она, как правило, перестает быть прекрасной», вернул корсеты в женский гардероб. Безусловный хит созданных им силуэтов — это корсет с коническими чашечками бра. В 1984 году он включил платье-бюстье с таким элементом в коллекцию своей марки (его потом сняли для Vogue), а в 1990 году в бра-конусах во время мирового тура Blonde Ambition на сцену выходила Мадонна — и это по сей день ее самый известный образ.

Тату-принт. Впервые появился в Tattoo collection в 1994 году, где в самых разных аспектах обыгрывалась этническая тема. В этой коллекции Жан Поль Готье смешал элементы традиционных костюмов Африки и Юго-Восточной Азии. «Я люблю крайности и люблю соединять разные реальности. Я делаю это все время», — говорил модельер. В коллекции впервые были представлены вещи с имитацией татуировок. Они были так необычны, что все модницы мира захотели иметь их в своем гардеробе.

Подписаться на рассылку

Чтобы оформить подписку заполните форму ниже
Автор: Кристина Фадина