


Русское изобретение
Меховая одежда стара как мир, а история ее развития связана с географией: в странах с теплым климатом в ней не было необходимости, и прошли столетия, пока она стала символом богатства и принадлежности к высшему обществу. А вот в холодной России длинные шубы из ценных мехов, покрытых сукном и декором, испокон веков носили цари и представители знати. Верхней одеждой для низших сословий и зажиточных крестьян были пошитые мехом внутрь шубы из дубленой овчины. Так что дубленка — элемент народного костюма и шуба — предмет элитарного гардероба являются изобретением русской моды. Шуба была всеобщим эквивалентом и во времена боярской Руси, когда соболями расплачивались вместо денег, и в наши дни — известен кустодиевский портрет Федора Шаляпина в богатой барской шубе, которую певец получил вместо гонорара за концерт.



Роскошь и скромность
С такой же элегантной небрежностью, как русские аристократы и знаменитости, носили дорогие меха жрицы «фабрики грез». Шубы позволяли ретродивам золотой эры Голливуда поддерживать гламурный образ. В теплой Европе мех признали, когда появилась мода на путешествия и дамы стали проводить много времени за пределами дома. Мех вошел в женский гардероб в качестве аксессуаров, а также в виде отделок, опушек и оторочек к одежде. И если кутюрье Поль Пуаре или Эльза Скиапарелли использовали мех только для украшения пальто, накидок, платьев или для создания шляпок, горжеток и муфт, то с популярностью американского кинематографа сердца модниц завоевали шубы. После поездки в Голливуд законодательница моды Коко Шанель стала носить фирменное черное платье с шикарной шубой, утверждая, что скромность и роскошь — две сестры.



Модные эксперименты
На подиуме шубы появились благодаря Кристиану Диору, который создал стиль рафинированной женственности «нью лук», предполагающий использование дорогих материалов в пошиве одежды. В модном доме Christian Dior было даже меховое подразделение, возглавляемое великим экспериментатором Фредериком Касте, который одним из первых создал крашеные шубы ярких оттенков. Ив Сен-Лоран, ученик Кристиана Диора, также уделял большое внимание меху в своих коллекциях. Будучи уже основателем собственного модного дома, однажды он познакомился с русской музой Лилей Брик в переполненном московском аэропорту, обратив внимание на ее изумрудного цвета шубку. Подружившись с ней, французский кутюрье увлекся русской культурой и выпустил русскую коллекцию одежды, которая стала настоящей сенсацией. С тех пор шубы никогда не исчезали в показах осенне-зимних коллекций.



Сезон меха
Во всем мире о дубленке ничего не знали до тех пор, пока в 50-х годах прошлого века модельер Вячеслав Зайцев не привез ее на Неделю высокой моды в Париже. Оригинальная вещь произвела фурор, став престижным и дорогим нововведением. К концу 70-х дубленку носили повсеместно, с тех пор она то появлялась на подиумах, то исчезала с них: как только создавалось впечатление, что брутальная овчина безнадежно устарела, дубленка волшебным образом возвращалась в гардеробы модниц. В этом сезоне ее представили Etro, Amiri, Вoss. Но главный тренд зимы — величественная, длинная или шикарная объемная шуба, как у Balmain, Blumarine, Coperni, Philosophy di Lorenzo Serafini, Michael Kors Collection. В моде — экологичность, поэтому дизайнеры предлагают носить шубы из меха, имитирующего натуральную пушнину, или нарочито искусственные модели — яркие, гламурные, экстравагантные.