Калининград. Все на борт!

Запоминайте главный туристический адрес самого западного города нашей страны: Рыбная деревня, улица Октябрьская, 6А. Именно здесь, с причала № 2 вы взойдете на борт прогулочного теплохода и отправитесь исследовать Калининград с воды. Часть маршрута повторяет путь, которым царь Петр I впервые прибыл в Кенигсберг 7 мая 1697 года. Однако обо всем по порядку!

Подписаться на рассылку

Чтобы оформить подписку заполните форму ниже

Калининградский морской канал

Калининград. Все на борт!_foto Калининград. Все на борт!_foto

До Балтики — примерно 43 километра, поэтому назвать наш круиз балтийским все же неправильно. Теплоход неторопливо идет по Калининградскому морскому каналу, гидротехническому сооружению, которое и соединяет город с открытым морем. Существенная часть туристических достопримечательностей Калининграда сосредоточена именно вдоль маршрута этой водной прогулки. Первым среди любопытных архитектурных объектов вы увидите недостроенное здание причудливой геометрии, возвышающееся над городом. В 1970-е годы его задумывали как Дом Советов. Но реализовать замысел не получилось. Недострой за ненадобностью пытались продать, а потом и вовсе оставили доживать свой век. Интереснее другое: некогда на месте этого заброшенного здания стоял замок крестоносцев, взорванный в 1968 году как оплот немецко-прусского милитаризма.

 

Мосты Калининграда

Калининград. Все на борт!_foto Калининград. Все на борт!_foto

В Калининграде семь мостов, и первый, который нам встретится, Медовый, был построен в 1542 году с целью соединить два острова тогдашнего Кёнигсберга — Ломзе (ныне Октябрьский) и Кнайпхоф (остров Канта). В XVI веке на этом мосту руки жениха и невесты обмазывали медом, а когда сладкий нектар застывал, гости ликовали: теперь молодые связаны навечно! Другой мост, Эстакадный, возведен не так давно. Стоит он на том самом месте, где располагался Лавочный мост, некогда старейший здесь, построенный в 1286 году, когда и города-то не было. Увы, сооружение просуществовало только до 1972 года, когда было снесено ради строительства эстакадной переправы. Своеобразными воротами в Калининград считают поворотный мост Имперской железной дороги. В свое время он признавался шедевром инженерной мысли. Мост все еще функционирует, верхний этаж используется как железнодорожный, нижний отдан автотранспорту и пешеходам. Сегодня он не поворотный, а подъемный. По обеим его сторонам вы увидите две высокие башни с бетонными блоками наверху: когда они опускаются, поднимается пролет моста посередине. Именно через этот проход во внутреннюю гавань Калининграда вошли суда «Витязь» и «Космонавт Виктор Пацаев».

Корабли в Калининграде

Калининград. Все на борт!_foto Калининград. Все на борт!_foto

Кстати, о кораблях, пришвартованных вдоль берега Калининградского морского канала. Они являются водными филиалами Музея Мирового океана. Первый экспонат — СРТ 129, средний рыболовный траулер послевоенного периода производства ГДР, предназначенный для ловли сельди в Северной Атлантике. Судов такого типа практически не осталось. На борту находится небольшой музей, посвященный истории рыбопромыслового флота, а также помещение для клуба капитанов. Затем подплываем к огромному по меркам своего времени исследовательскому судну «Витязь», кораблю с удивительной судьбой, с которого и началась история Музея Мирового океана. Судно было построено в Германии в 1939 году как сухогруз для перевозки фруктов, во время войны служило госпиталем на 600 мест, в 1945-м вывозило беженцев из осажденного советскими войсками Кенигсберга. В послевоенное время по условиям репарации теплоход оказался в Англии, где получил имя «Вперед, империя», после чего был передан СССР и стоял в порту Ленинграда. Прославилось же судно под именем «Витязь». В период с 1949 по 1979 год корабль совершил 55 экспедиций во все океаны планеты, заходил в экзотические страны, с его борта была измерена максимальная глубина в Марианской впадине, его экипажи описали 1176 ранее не известных миру видов животных и растений. До сих пор судно удерживает за собой мировой рекорд по глубине постановки на якорь благодаря оснащению траловой лебедкой. Еще одно знаковое судно, поставленное на вечную стоянку, «Космонавт Виктор Пацаев». С 1979 по 1994 год оно совершило 14 научно-исследовательских рейсов, выполняя работы с космическими аппаратами «Союз», «Салют», «Прогресс» и другими. Прямо по курсу еще одна достопримечательность Музея Мирового океана — подводная лодка Б-413, в которой действует интригующий музей.

Здание кенигсбергской биржи

Калининград. Все на борт!_foto Калининград. Все на борт!_foto

А мы тем временем оставляем позади здание бывшей Кенигсбергской биржи, построенное в стиле барокко в 1875 году, одно из немногих в городе, уцелевших после войны, спорткомплекс «Юность» — главную арену Калининграда, где в 1980 году дал один из своих последних концертов Владимир Высоцкий, а также Ластади — продовольственные запасники Кенигсберга. В далекие времена с кораблей, швартовавшихся здесь, развозили по всей Германии кофе из Бразилии, чай из Индии, апельсины из Марокко, бананы из Колумбии, пшеницу из России. Наш прогулочный теплоход развернется ровно там, где из воды вырастает кирпичная громадина — кенигсбергский портовый элеватор, некогда самый крупный в Европе. Территория, выбранная под его строительство, представляла собой прибрежные заливные луга с очень подвижным грунтом. Для того чтобы построить элеватор, в грунт было забито более пяти с половиной тысяч свай длиной 10—15 метров. На них и был заложен прочный фундамент будущего зернохранилища, на возведение которого ушло порядка семи миллионов кирпичей. Здание выстояло в военное время без особых повреждений и используется по сей день.

Остров Канта

Калининград. Все на борт!_foto Калининград. Все на борт!_foto

Остров Кнайпхоф, он же остров Канта, мимо которого мы проплываем, когда-то был самым густонаселенным районом Кенигсберга. На крохотном клочке земли располагались 14 улиц и переулков, а застройка была настолько плотной, что приходится лишь удивляться, как здесь мог ходить трамвай. А ведь он здесь катался! Дома строились так близко друг к другу, что соседи могли здороваться за руку, не покидая своих жилиц, просто высунувшись из окна. Во многих зданиях были сделаны ниши, чтобы дамы в пышных нарядах беспрепятственно расходились на улице, не мешая друг другу. Собор, украшающий собой эту местность, был заложен в 1333 году, и вот уже почти 700 лет его часы отбивают время на главной башне. А в ней располагалась знаменитая Валленродская библиотека, где были собраны древнейшие фолианты со всей Европы. Сейчас библиотека находится в Музее Канта в Балтийском федеральном университете. Кафедральный собор — главное святилище Кенигсберга. Здесь обрели покой многие знаменитые горожане, великие магистры Тевтонского ордена, представители правящих фамилий, священнослужители, поэты, ученые.

 

7 мая 1697 года во внутреннюю гавань Кенигсберга вошел красавец-фрегат «Святой Георгий» с Петром Михайловым — таким именем представлялся первый Император Всероссийский — на борту. В Кенигсберге инкогнито царя соблюдалось, он поселился не в замке, а в частной квартире на южном берегу Преголи. Во Фридрихсбургской крепости, от которой сегодня остались лишь ворота, Петр I обучался огнестрельному искусству.

Подписаться на рассылку

Чтобы оформить подписку заполните форму ниже
Автор: Юлиана Новоселова
Фотограф: Dreamstime.com