Взять и отменить
Жизнь творческого человека — постоянный поиск новых идей за пределами привычных границ. И наиболее отчетливо это доказал век двадцатый. На заре прошлого столетия, в 1913 году, выходит футуристическая опера «Победа над солнцем», целиком построенная на литературной, музыкальной и визуальной алогичности и являющая собой пример авангардного искусства — синтеза слова, музыки и формы. Над декорациями и костюмами работал Казимир Малевич, основоположник супрематизма, музыкальную партитуру взял на себя Михаил Матюшин, принявший революционное решение использовать индустриальные шумы в качестве фонового звука. Поэт-футурист Алексей Крученых написал либретто, а Велимир Хлебников — пролог. Суперавангардную по тем временам оперу можно послушать и сегодня, спасибо интернет-пространству. В 2024-м году она звучит не менее прогрессивно, чем сто лет назад. Мы действительно были на передовой современного искусства в мире. Пока соцреализм с его вдохновленными рабочими, счастливыми крестьянами и бодрыми физкультурниками не загнал авангардистов в подполье. Им запретили публично представлять свое искусство, но не творить.
Дух свободы
В екатеринбургском Музее андеграунда знакомство с уникальной коллекцией, насчитывающей свыше 2000 работ, принято начинать со Свердловского зала, рассказывающего свою яркую историю. В экспозицию вошли работы Валерия Дьяченко, Анны Таршис (Ры Никоновой), Евгения Арбенева, Владимира Жукова, Валерия Гаврилова, Олега Елового, Б. У. Кашкина и других уральских художников. Оказываясь здесь, словно попадаешь во временную петлю, которая отбрасывает тебя в недавнее, но такое незнакомое прошлое. И прежде всего, потому что в музее воссоздана эстетика типичной квартиры свободного художника, в которой стены от пола до потолка увешены картинами. Такое вот жилище, оно же мастерская, оно же экспозиционное пространство. Среди попавших на периферию культурной жизни и без того закрытого Свердловска интересны работы объединения художников Уктусской школы, первых концептуалистов в СССР, которые изобретали собственный визуальный язык. И, конечно, полотна, показанные на Первой экспериментальной выставке 3 марта 1987 года в Доме культуры Ленинского района на улице Сурикова, 31, знаковом событии для всего неофициального искусства Свердловска. С этого времени начинается постепенный процесс легитимизации ранее запрещенного, практически неизвестного местной публике искусства.
Бэкгарунд андеграунда
Каждое произведение искусства в этом музее взывает к зрителю, но не каждый зритель способен ответить на зов, особенно когда вокруг сотни шедевров. Помочь этому контакту наладиться призван увесистый каталог с репродукциями, представленный в местном сувенирном магазине. Или же доверьте свое погружение в «подполье» музейному проводнику, который буквально за руку ведет вас по линии судеб выдающихся художников, не принятых миром советского искусства. Пропустить в такой компании работы знаменитой выставки в Манеже 1962 года или зал, где представлено творчество Лианозовской школы и наследие Бульдозерной выставки 1974 года, невозможно. Экскурсовод порассуждает с вами о природе искусства, о силе слова и семантике цвета на примере творчества художника-концептуалиста Эрика Булатова, использующего текст и краски в качестве образа, расскажет, как художники использовали вместо холста пустые коробки, этикетки, табуретки, посуду. На самом деле все просто: купить необходимые для творческого процесса материалы могли только члены Союза художников, а другим там, разумеется, были не рады. И подведет вас к работам Андрея Медведева и Лидии Шульгиной в Ленинградском зале, чтобы вы рассмотрели картину «Рождение звезды». Что в ней примечательного? Положим, то, что звезду (есть такая легенда) нарисовал Виктор Цой.
Музей андеграунда — своего рода энциклопедия советского неофициального искусства 1960−1980-х годов. Экспозиция разделена на тематические залы по географическому признаку, в которых демонстрируются работы художников Свердловска, Москвы, Ленинграда, Одессы. Есть зал для временных выставок, зал-лекторий, залы «Современное искусство» и художественный салон, где можно приобрести сувениры и картины в свою персональную коллекцию.
Каждое лето на открытой сцене во дворе музея выступают лучшие музыкальные команды со всей страны, а уже этой осенью ожидается открытие нового зала, посвященного ро-клубам позднего СССР. Экспозиция стилизована под студийный быт легендарных советских групп, здесь можно услышать музыку золотой эпохи раннего русского рока и воочию увидеть важные музыкальные артефакты времен катушечных магнитофонов.