


Искусство удивлять
Ирвин Пенн родился в 1917 году в американском штате Нью-Джерси в семье медсестры и часовщика — евреев-иммигрантов из России. Через пять лет у него появился младший брат Артур. Отец мечтал, что сыновья пойдут по его стопам, но братья прославились на весь мир в сфере искусства. Артур стал известным голливудским режиссером, а Ирвин — успешным американским фотографом. Великим его сделали высокомерные, вечно недовольные учителя. Желая стать художником, в 18 лет Ирвин поступил на курс рекламного дизайна в Школу искусств при Филадельфийском музее в класс к Алексею Бродовичу, арт-директору журнала Harper’s Bazaar. Гений дизайна, вождь и духовный наставник студентов преподавал фотографию и требовал: «Удиви меня!» Ирвин Пенн взялся за камеру в поисках нового художественного языка и даже был принят ассистентом Бродовича в Harper’s Bazaar, однако не оставил идеи стать художником. На некоторое время он уехал в Мексику, занялся живописью, но собственные картины так разочаровали его, что он избавился от них.


Снимай сам!
Вернувшись в Нью-Йорк, устроился в Vogue, став помощником арт-директора Александра Либермана, который вспоминал их первую встречу так: «Передо мной стоял молодой американец, который, казалось, не был испорчен европейским маньеризмом или культурой. Я помню, он был в спортивной обуви и без галстука. Меня поразила его прямота и любопытная немногословность, ясность в постановке вопроса и свобода в принятии решения». Когда новичок пожаловался боссу на то, что штатные фотографы не хотят воплощать его идеи съемки обложек, Либерман бросил ему: «Снимай сам!» Вызов принят — первая обложка Ирвина Пенна для Vogue, на которых человеческое лицо и тело стали главными художественными высказываниями, доведенными до графического совершенства, появилась в октябре 1943 года. Его элегантным обложкам не уступали портретные снимки знаменитостей: индифферентный фон и ощущение тишины, акцент на позу и выражение лица, фактурность и глубина образа. В 1950 году Пенна послали в Париж снимать модные коллекции. Он арендовал студию и снимал при дневном свете на фоне старого театрального занавеса вместо стены. Моделью была его будущая жена — богиня глянца, немыслимо утонченная и грациозная Лиза Фонсагривс, уже невероятно успешная, первая в истории супермодель. Она была старше его на шесть лет, имела сложившуюся семейную жизнь, но это не помешало их сильным чувствам.



Славные картинки
Лиза Фонсагривс обладала репутацией уникальной модели, которая могла продавать не только драгоценности и вечерние платья, но также пирожные, автомобили, путешествия — все что угодно! А Ирвин Пенн был настоящим профи — вместе они составили великолепный семейный и деловой альянс. В 1952 году руководство Vogue отказалось от услуг Пенна, сославшись на то, что его фотографиям не хватает гламура. Фотограф объяснял: «Они хотели от меня славных, сладких, чистеньких картинок с хорошенькими девочками. До тех пор я старался делать фотографии, после этого я начал производить предметы потребления». Тем не менее журнал никогда не прекращал с ним сотрудничества — фотограф снял для Vogue больше 160 обложек. В истории моды Ирвин Пенн прославился сотрудничеством с японским модным домом Issey Miyake, а также концептуальными провокационными beauty-съемками. Для отдела красоты Vogue он сделал такие иконические кадры, как лицо, облитое сливками, для материала об увлажняющих средствах, или кадр с губами и пчелой, очевидно, соблазнившейся красной помадой.



Творческие эксперименты
Помимо коммерческих проектов, Ирвин Пенн занимался авторской фотографией. Он экспериментировал в жанре ню, создав серию обнаженной натуры, показанной авангардно, скульптурно и фрагментарно. Работал над изображениями разносчиков газет, мясников, пекарей, уличных торговцев, трубочистов под единой темой «Такая профессия». Делал портреты знаменитостей: Марлен Дитрих, Сальвадор Дали, Игорь Стравинский, Артур Рубинштейн, Эльза Скиапарелли, Марсель Дюшан, Луи Армстронг, Трумен Капоте, Джон Малкович были в буквальном смысле загнаны в угол. Пенн объяснял, что смысл этой манипуляции — выведение из зоны комфорта — в том, что модель начинает выстраивать с пространством новые взаимоотношения и вообще избавляется от пафоса, свойственного известным людям. Из заграничных командировок он привозил сотни портретов местных жителей, в том числе знаменитую фотографию «Дети из Куско» 1948 года, а также серию «Миры в маленькой комнате», которую он сделал в передвижной фотостудии. Благодаря этой коробке он мог воссоздать свой излюбленный однотонный фон и снимать туземцев Асаро или крестьян Перу в том же нейтральном окружении, что и моделей на своих фотографиях для журналов моды. Все эти снимки выполнены в редкой сложной технике платиновой печати, которая позволяет фотографиям храниться тысячи лет.