Мартин Маржела. Великий портной

Бельгийский дизайнер Мартин Маржела стал главным представителем контркультуры в эпоху беспечного веселья и немыслимых излишеств 80-х годов. Он создал деструктивный крой и оверсайз-силуэт в одежде, использовал старые вещи для создания новых и изобрел оригинальную манеру самопрезентации, которая заключалась в анонимности. Известный редактор Карин Ройтфельд однажды сказала: «То, что мы надевали от Мартина Маржела, делало все остальное старомодным».
Мартин Маржела. Великий портной_foto Мартин Маржела. Великий портной_foto Мартин Маржела. Великий портной_foto

Провокационный дебют

С раннего детства мода была единственным увлечением Мартина Маржелы: «Я помню, как в семь лет увидел по телевизору показ мод Андре Куррежа и спросил у мамы, кто придумал все эти удивительные платья. И когда она ответила, что их создал парижский фешен-дизайнер, я понял, кем хочу стать». Самым важным человеком в жизни Мартин Маржела называет бабушку — она была портнихой, и мальчиком он мог часами наблюдать за тем, как она делает выкройки и режет ткань. Очарованный портновским ремеслом, он отучился на дизайнера одежды в Королевской академии изящных искусств в Антверпене. В 1987 году Маржела основал модный дом, а чуть позже выпустил дебютную коллекцию одежды, силуэты которой принципиально отличались от тех, что тогда были в тренде. «В то время все было коротким и широким, — вспоминал дизайнер. — Я не хотел делать ничего короткого, поэтому создал юбку длиной до щиколоток с огромным разрезом сзади и жакет с крохотными наплечниками, расположенными чуть ближе к шее, чтобы плечи как бы выпирали в стороны. И завуалировал лица моделей».

Мартин Маржела. Великий портной_foto Мартин Маржела. Великий портной_foto Мартин Маржела. Великий портной_foto

Вселенная вещей

В 1989 году Мартин Маржела открыл шоурум в от-кутюрной столице. «Чтобы представить необыкновенную моду, которую задумал, я считал очень важным показать ее в виде вселенной. Она должна была быть построена вокруг цвета. В конце 80-х большинство модных бутиков использовали цвет серого цемента с черной дизайнерской мебелью. Я начал думать, как нам выделиться, и решил, что лучший способ — применять белый цвет», — рассказывал Мартин Маржела. Не обладая бюджетом для благоустройства пространства, он проявил изобретательность: находя старую мебель и другие предметы интерьера интересного дизайна на блошиных рынках, перекрашивал их в белый или обтягивал белым хлопком. К старому и ненужному дизайнер обращался непосредственно для создания моды. Коллекция 1992 года полностью сделана из старых платков. Основой для сезона «весна-лето» — 1993 стали списанные театральные костюмы. Распарывая вещи и разбирая их на части, он затем заново воспроизводил их, параллельно вникая в устройство винтажной одежды. В 1994 году дизайнер вынес полученные изделия в отдельную линейку под названием Replica. На их этикетках обязательно указывалось время и место происхождения оригинала.

Мартин Маржела. Великий портной_foto Мартин Маржела. Великий портной_foto Мартин Маржела. Великий портной_foto

Мистерия и мастерство

В парижском бутике Maison Martin Margiela все от стен и полов до вешалок и униформы сотрудников было белым. Он использовал этот цвет, создавая ярлыки для одежды и приглашения на показы в виде визиток с телефонным номером. Позвонив по нему, гости слышали голос автоответчика, который сообщал дату и место шоу. Мартин Маржела всегда выбирал оригинальные локации для показа коллекций: детская площадка в криминальном двадцатом округе Парижа или кладбище Монмартр. Лишенный всякого тщеславия, он никогда не выходил на поклон к публике, а также избегал общения с журналистами. «Мне не нравится идея быть знаменитостью. Анонимность дает мне чувство равновесия, раз я такой же, как все остальные. Я всегда хотел, чтобы мое имя было связано с созданным мною продуктом, а не с моим лицом. Для меня анонимность — защита личности как дизайнера. Чтобы никакие встречи с прессой и мероприятия не отвлекали меня от работы. Твои коллекции должны быть очень крутыми, потому что сложно сделать себе имя, если ты не можешь приложить к нему свое лицо», — объяснял Мартин Маржела. Создав один из самых узнаваемых брендов, в 2008 году Мартин Маржела покинул модный дом. Сегодня ему далеко за 60, он занимается живописью, скульптурой и свято хранит верность творческим идеалам — по сей день мало кто знает в лицо этого великого портного.

5 культовых изобретений Мартина Маржелы
Мартин Маржела. Великий портной_foto

Белый лейбл. Относясь с нескрываемым презрением к слишком откровенным проявлениям логомании, достигшей пика в 1980-е годы, Мартин Маржела решил отказаться от продвижения собственного имени. Для модного дома Maison Martin Margiela он придумал пустой белый ярлык, крепящийся к изнанке одежды четырьмя стежками, которые были видны с лицевой стороны изделий. Сначала непосвященные полагали, что белые стежки — это дефект пошива, но впоследствии именно эта деталь стала опознавательным элементом вещей Maison Martin Margiela.

Мартин Маржела. Великий портной_foto

Таби-бутс. «Можете представить себе стресс, когда вы хотите создать обувь, которую раньше никто не видел. Ты немного сходишь с ума. А потом моя память вернулась в тот самый день, когда мы впервые приехали в Токио и увидели уличных рабочих в их плоских хлопковых туфлях таби. Я подумал, почему бы мне не сделать что-то вроде мягких таби, но на высоких каблуках», — рассказывал Мартин Маржела, полагающий, что таби-бутс — самое важное достижение в его карьере. Спустя 30 лет после появления на подиуме они все еще выглядят экзотично и авангардно.

Мартин Маржела. Великий портной_foto

Маски. Открытие модного дома Maison Martin Margiela происходило в эпоху супермоделей, однако Мартин Маржела не хотел, чтобы его модный дом ассоциировался с каким-то лицом. Он шел против устоев фешен-индустрии, устраивая стрит-кастинг и приглашая для демонстрации одежды обычных женщин, чью индивидуальность нивелировал, закрывая лица тканевыми масками, что концентрировало внимание публики на одежде. В дальнейшем самые разные маски от аскетичных минималистичных до причудливо декорированных стали неотъемлемой частью костюма на его показах.

Мартин Маржела. Великий портной_foto

Жакет из париков. Мартин Маржела подчеркивал, что большое влияние на его раннее творчество оказал сюрреализм, в частности, вероятно, появление масок связано с волнующими образами закрытых лиц из картин его соотечественника, бельгийского художника Рене Магритта. Помимо масок, дизайнер создал топ из кожаных перчаток, а также жакет из париков. Они будоражили его воображение с детства — он обожал проводить время в цирюльне, где его отец работал парикмахером и торговал париками.

Мартин Маржела. Великий портной_foto

Деконструктивизм и оверсайз. Считается, что именно Мартин Маржела в 90-х годах развил идею модной деконструкции, когда в одежде использовались выпущенные наружу швы, необработанные края, асимметричные подолы. В 2000 году он выпустил коллекцию в стиле оверсайз с безразмерными пальто и джинсами. Спустя два десятилетия эти тренды остаются актуальными, а модные дизайнеры переосмысляют их, идя по стопам Мартина Маржелы.

Подписаться на рассылку

Чтобы оформить подписку заполните форму ниже
Автор: Кристина Фадина