Куба. Антиквариат на колесах

Есть в мире несколько городов, внешний облик которых, помимо архитектуры, определяет транспорт. Это Венеция с гондолами и вапоретто, скользящими по водной глади бесчисленных каналов, Рим с вездесущими мотороллерами, Лондон с двухпалубными красными автобусами. В этом же ряду — Гавана, по улицам которой бегают симпатичные автомобили полувековой давности.

Сороковые-пятидесятые годы прошлого столетия стали для Гаваны периодом процветания — именно тогда Куба была крупнейшим импортером дорогих и элегантных американских автомобилей. Однако сразу после кубинской революции в 1959 году Фидель Кастро ввел запрет на сделки с автомобилями, и импорт машин на Остров свободы практически прекратился. Автомобили, а их тогда доставляли из СССР, могли приобрести только юридические лица. По улицам Гаваны и других городов в основном ездили такси, автобусы, полицейские и медицинские машины. Относительно новые легковушки в качестве служебных авто получали чиновники.  А простые жители Кубы ни продать подержанный, ни купить новый автомобиль не имели права, поэтому довольствовались тем, что осталось им от старых добрых времен. 

В результате Куба стала настоящим музеем антикварных автомобилей. С естественно и откровенно, красиво и с достоинством стареющей Гаваной гармонируют «Понтиаки», «Форды», «Шевроле», «Ситроены» и «Шкоды», умудренные жизненным опытом. Отношение к этим очаровательным развалинам не взыскательное. Так принимают близкого, но не удавшегося родственника: любовь не исключает снисходительности. Впрочем, что бы там ни говорили, кровные узы — самые прочные. Потому кубинцы щепетильно берегут и бесконечно ценят то, что имеют, поддерживая существование своих древних автомобилей любыми доступными способами.

Так как с запчастями на Кубе плохо, часто эти машины представляют собой гибриды самых разных марок. В большинстве случаев раритетные американские автомобили снабжены двигателями и запчастями от советских машин. Кстати, советскую технику здесь вообще очень уважают за ремонтопригодность, а кубинцы, как известно, — мастера на все руки и, говорят, лучшие в мире автослесари. Свои автомобили они терпеливо латают, перекрашивают в яркие, как тропические пейзажи, цвета, реставрируют и готовят для потомков тщательно, как завещание. Их и по наследству передают как семейную реликвию, потому что простые кубинцы даже не надеются, что когда-нибудь у них появится возможность рассекать по Кубе на новых автомобилях. 

И хотя недавно новое правительство отменило запрет на покупку и продажу авто, обыкновенному кубинцу с зарплатой 20 долларов в месяц новая машина не по карману.  Поэтому ретро автомобили, вероятно, еще долгое время будут украшать улицы Гаваны и являться для кубинцев роскошью, а для туристов — экзотикой, такой же, как ром, сигары, горячие мулатки с оливковой кожей. 

Автор: Кристина Фадина
Фотограф: Кристина Фадина