Где увидеть каллиграфию Покраса?

Завороженный возможностями шрифта, визуальный экспериментатор, российский художник Покрас Лампас наводит мосты между традициями каллиграфии и актуальным стрит-артом. Изобретая каждую букву заново.

Взгляд из будущего

Половина номеров петербургского дизайн-отеля Wynwood может похвастаться восхитительным видом на Казанский собор и канал Грибоедова, но часть номерного фонда до некоторых пор выходила окнами на «серый» внутренний двор. В июле 2018 года глухую противопожарную стену превратил в арт-объект Покрас Лампас — один из самых известных уличных художников России. Мураль «Д ¥ Ā Л И З М» размером с пятиэтажный дом является самой большой работой автора в Петербурге. Площадь рисунка превышает 250 квадратных метров. «Д ¥ Ā Л И З М» — это манифест. Идея двойственности лежит в основе масштабной работы, чей текст гласит: «Мы — это будущее. Мы создаем новую визуальную культуру». Текст написан на двух языках. Дуализм проявляется и в выборе цвета: левая часть работы ближе к оригинальной, песочно-желтой гамме фасада, правая — черно-серебряная, на которой по контрасту лучше виден текст. Надпись выполнена буквами, чья форма состоит из элементов западной и восточной, древней и современной каллиграфии.

Жажда свободы

Художник родом из подмосковного Королева начал рисовать в 15 лет безо всякой специальной подготовки. Каллиграфия воплотила для него свободу улицы, свободу огромных букв, свободу движения и мысли: «Я любил буквы еще со времен увлечения граффити. С каждым годом появлялись новые источники вдохновения: типографика, графический дизайн, татуировка. В какой-то момент я понял, что каллиграфия максимально раскрывает мои замыслы». Слава к Покрасу Лампасу пришла после ролика на YouTube, где художник расписывает крышу здания «Красный Октябрь» в Москве. На работу ушло 730 килограммов краски и двое суток. Самый большой каллиграфический рисунок в мире вошел в Книгу рекордов Гиннесса. Далее были росписи эксклюзивного спорткара Lamborghini в Дубае и пятиметровой буквы Y на вечеринке Yves Saint Laurent. Компания Levi’s выпустила джинсовую куртку с его росписью. Бельгийский дизайнер Дрис Ван Нотен заказал принты для коллекции одежды. Покрас также расписал крышу штаб-квартиры модного дома Fendi в Риме — легендарного Дворца итальянской цивилизации.

Что скрывает буква

Покрас Лампас называет себя основателем нового направления в искусстве — каллиграфутуризма. По его словам, каллиграфия будущего рождается на стыке мировых культур. Границы стираются, локальные контексты становятся общими. Культурный фьюжен формирует новые формы и визуальные образы: «Меня вдохновляют все системы письма. Я путешествую по миру, стараюсь переосмыслить кириллическую каллиграфию в контексте арабской вязи, японских иероглифов, корейского хангыля, европейской готики». Работы Покраса Лампаса привлекают внимание не только своей яркой декоративностью, но и внутренним конфликтом между устоявшимися формами и их современным прочтением, между древними традициями и актуальным искусством. Буквы алфавита — это столпы, на которых базируется многовековая культура. Первичные элементы любой литературы, науки, философии, которые обладают магической силой. Как заметил французский писатель Альфонс де Ламартин, «буквы — это символы, которые превращают материю в дух». Зритель вглядывается в знакомые очертания, пытаясь отыскать в них буквальный или скрытый смысл, — и находит чистую поэзию.

Покрас Лампас принял участие в стрит-арт-проектах, персональных и групповых выставках в России, Франции, Германии, Италии, Португалии, Китае, Южной Корее, США, Швейцарии и ОАЭ.

 

Автор: Игорь Цалер