Рим. Желато и капучино

Гурману, обогащающему гастрономический опыт посредством путешествий, известно нехитрое правило: чтобы выбрать правильный ресторан, надо забраться подальше в глубинку, в провинцию, где в какой-нибудь очаровательной приземистой развалюхе с невзрачной вывеской над скрипучей дверью подают изумительные яства. Многие рестораны, благословленные мишленовскими епископами, находятся в глуши. Вот только с кафе все наоборот.
Сегодня у стойки при входе в «Греко» кофе дешевле, чем в залах, но можно и в зале посидеть — не разорительно. Чинный официант в черном смокинге принесет на подносе излюбленные итальянские лакомства — капучино, желато, канноли…

Писательский кабинет

Все знаковые, легендарные и исторические кафе обретаются в больших столичных городах — Париже, Вене, Риме. Идея этих заведений несет в себе антигастрономический пафос: здесь не едят, а пьют кофе с чем-нибудь быстрым или сладким, но главным образом общаются или созерцают, читают или сочиняют, занимаются самообразованием или творчеством, иными словами, проводят досуг. Интерьер кафе предполагает буржуазный лоск: мраморная плитка на полу, красные ковры, обшивка из ценного дерева на стенах, изящные люстры, удобные стулья и столы — атмосфера писательского кабинета. Подобная обстановка царила в старейшем римском кафе Antico caffe Greco, за столиком которого великий русский фантаст и сатирик Гоголь написал большую часть поэмы «Мертвые души». Кафе «Греко» открылось на Виа Кондотти еще в 1760 году и получило название в честь владельца Никола делла Маддалена, грека по происхождению. В то время кофе стал самым модные напитком в Европе — практически одновременно он попал во Францию и Австрию из Турции, а в Италию — из Египта и получил признание зажиточных горожан, которые полюбили сидеть в кафе за чашкой кофе и беседой. Один из героев романа испанского писателя Артуро Перес-Реверте «Кожа для барабана, или Севильское причастие» очень любил посещать кафе «Греко»: «Любовь к старым кафе была в крови у Лоренсо Куарта. Без малого двенадцать лет назад, когда он только что прибыл в Рим в качестве студента Грегорианского университета, кафе «Эль Греко», с его двухсотпятидесятилетней стариной, его невозмутимыми официантами и его историей, связанной с именами великих бродяг XVIII и XIX веков, от Байрона до Стендаля, покорило молодого священника с того самого мгновения, как он впервые вошел под белокаменную арку. Теперь Куарт жил в двух шагах от кафе… Особенно он любил читать в «Эль Греко», в часы, когда там почти не бывало посетителей, устраивался с книгой под бюстом Виктора-Эммануила II, за столиком, за которым, как говорили, сиживали Джакомо Казанова и Людвиг Баварский».

Когда Италия переживала не лучшие времена, во многих трактирах и ресторанах вместо кофе посетителям предлагался суррогат из каштана, гороха и ячменя. Но заведение на Виа Кондотти всегда оставалось верным традиции, правда, цены на кофе были подняты вдвое.

В гуще событий

Гостевая книга кафе «Греко» впечатляет. В первой половине XIX века здесь бывали многие люди искусства: Гёте, Байрон, Вагнер, Лист, Мицкевич, Стендаль, Бодлер, Шопенгауэр, Шелли, Берлиоз, Мендельсон, Бизе и Гуно. Ганс Христиан Андерсен познакомился тут с художником Бертелем Торвальдсеном и драматургом Хенриком Херцем, ставшими его друзьями. Даже русский император Павел I почтил своим присутствием кафе «Греко». Отец известного историка искусства Александра Бенуарусский архитектор Николай Бенуа часто встречался здесь со многими живописцами из разных стран, такими как Фридрих Овербек, Федор Моллер, Александр Иванов. Последний иногда обедал там с маринистом Иваном Айвазовским, пользовавшимся тогда среди римлян большой популярностью: они даже специально приходили в кафе посмотреть на него. По воспоминаниям гравера Федора Иордана, сюда приходили все заграничные письма: специальный ящичек для них стоял за спиной кофейщика, обязанностью которого было разливать кофе и подавать ящичек по востребованию. В 40-е годы XIX века, когда здесь бывал Гоголь, представители мира искусств часто приходили в кафе прямо с собаками, курили, пили вино — и все это называлось «творческой атмосферой». Популярность кафе у площади Испании в XX веке ничуть не уменьшилась. Частыми посетителями его стали признанные звезды киноискусства Федерико Феллини, Марчелло Мастрояни и Софи Лорен. Известный итальянский папарацци Карло Риккарди начинал карьеру, фотографируя здесь знаменитостей.

• В начале 1970-х годов художник Виктор Иванов, представитель сурового стиля, написал работу под названием «Кафе «Греко», на которой изобразил себя и своих коллег, сидящих за столиком. Не остался равнодушен к этому заведению и итальянский живописец Ренато Гуттозо, в 1976 году создавший работу с таким же названием.

Автор: Кристина Фадина
Фотограф: Dreamstime.com