Подписаться на рассылку


Желтые трамвайчики появились здесь в начале XX века и с тех пор почти не изменили облика. Длина — три метра, ширина — полтора, колес — всего четыре: размер автомобиля представительского класса. Только в салоне тесно: двадцать сидячих мест и тридцать восемь стоячих! Стоять в нем сложно, потому что трамвай все время поворачивает, шатается, взбирается в гору или несется вниз. В передней и задней части трамвая находятся противовесы, придающие ему устойчивость на крутых подъемах, спусках и поворотах. В интерьере трамвая все, начиная с цифровой шкалы приборов и рычагов управления и заканчивая неудобными деревянными сиденьями, из прошлого века. Эти старинные желтые трамвайчики являют собой ладную стилистическую рифму городским декорациям. Обаятельный, уютный, старинный, меланхоличный Лиссабон — одна из самых маленьких столиц Европы с самой большой плотностью городской скульптуры. Памятники королям раскиданы по городу с помпезной щедростью, дворцы роскошны, площади нарядны, дома украшены изразцами, но на всем патина и кракелюр. Увядающая красота, хранящая память о великом прошлом Старого Света, — то, зачем едет эрудированный путешественник в Европу.


Лиссабон был самым удобным для освоения чужих земель портом Европы, порталом в другой мир. В XV веке португальские каравеллы открыли морской путь в Азию, создали колонии в Африке, Индии, Китае, Японии, Индонезии, Бразилии и принесли своей стране славу и деньги. Заморские экспедиции придали португальской архитектуре необычные, своеобразные детали. Местная скульптура полна географических мотивов. На порталах монастырей изображены мореходные инструменты. В соборах христианские святые мирно сосуществуют с чужеземными диковинами — слонами, пальмами, жирафами. За последние годы трамвайная сеть в Лиссабоне сильно сократилась, и остались только 5 трамвайных маршрутов. Чтобы увидеть все самое главное в Лиссабоне, нужно сесть на трамвай номер 28. Он проходит через весь центр, преодолевая на своем пути немыслимое количество горок и пригорков. Чтобы занять место у окна, отправляться лучше с начальной остановки. Расстояние на деле оказывается небольшим, а длительность поездки связана с частыми остановками и с тем, что на узких и крутых лиссабонских улицах старенькому трамваю не разогнаться.
Алфама, район, с которого начинается путешествие на трамвае № 28, считается самым живописным местом Лиссабона. Эта часть города усыпана сгорбившимися от времени, но не растерявшими своей изысканности домами, в окнах которых развевается на ветру выстиранное белье, лавочками, где торгуют антикварной керамикой, старинными кафе, откуда открывается потрясающий вид на реку Тежу, широкую, как море.