Эльза Скиапарелли. Иррациональный кутюр

Топографический предел славы Коко Шанель в Париже 30-х годов обозначался адресом Вандомская площадь, 21. Здесь, справа от отеля «Ритц», который долгое время был домом для создательницы маленького черного платья, открыла бутик Эльза Скиапарелли, муза сюрреалистов, предлагающая дамам носить платья с огромным красным омаром, шляпки в виде черной туфельки каблуком кверху и сумочки телефонна.

Ежедневно по нескольку раз выходя на балкон своего номера люкс в отеле «Ритц» с изящной трубкой в руке, испускающей призрачные струйки седого дыма, Шанель тревожно наблюдала за все возрастающим потоком богатых клиентов и роскошных автомобилей у дверей Скиапарелли. Капризные принцессы и графини устали от сдержанных твидовых костюмов и аскетичных вечерних туалетов Шанель, им пришелся по вкусу стиль Скиапарелли — артистичный, иррациональный, чувственный и даже шокирующий.

Непростительный успех Эльзы нервировал Шанель, не менее чем аристократическое происхождение конкурентки, которая к тому же была моложе на семь лет. Эльза родилась в Риме в 1890 году, выросла в семье интеллектуалов, получила блестящее образование, увлекалась театром и прекрасно рисовала. Мир моды интересовал ее меньше всего на свете, но судьба неожиданно преподнесла ей личную драму, которая спровоцировала отказ от семейных ценностей в пользу профессиональной самореализации. В двадцать четыре года Эльза неудачно вышла замуж — ее супруг, граф Уильям де Вендт де Керлора, теософ и оккультист, компрометировал себя постоянными адюльтерами. Когда чета переехала жить в Нью-Йорк, Уильям завел роман с Айседорой Дункан и бросил жену, оставив ее с ребенком, страдающим церебральным параличом, без средств к существованию. С того момента Эльза рассталась с иллюзией благополучной семейной жизни и посвятила всю себя заботе о Гого — ее обожаемой дочери.

Красный омар герцогини Виндзорской

Однажды педиатр, лечивший девочку, познакомил Эльзу с Габриэль Пикабиа, бывшей женой французского абстракциониста Франсиса Пикабиа. Габриэль предложила Эльзе работу сначала в нью-йоркском, а затем в парижском магазине одежды и вовлекла ее в бурную авангардистскую жизнь французской столицы. Эльза оказалась в самой гуще интересов, вращающихся вокруг гипнотизма, сновидений, телепатии, безумных оптических иллюзий и откровенных провокаций. Подружившись с сюрреалистами Сальвадором Дали и Жаном Кокто, она выпустила коллекцию бижутерии, состоящую из леденцов, снотворных таблеток и перьев. Казалось, это трио ненормальных просто забавлялось, пытаясь определить потенциал человеческого воображения. Созданные в единственном экземпляре предметы гардероба являли собой маленькие шедевры, часто это были странные и непрактичные вещи. По сути, Эльза Скиапарелли стала основателем кутюра — искусства ради искусства в моде.

Естественно, первыми клиентами в ее бутике, открывшемся в 1935 году, были представители богемы — супруга великого сюрреалиста Гала Дали, актрисы Кэтрин Хепберн и Мэй Уэст, редактор франко-американского журнала Harper’s Bazaar Дэйзи Феллоуз. Однако такие вещи Скиапарелли, как плотно облегающее тело жутковатое платье-скелет с нарисованными на трикотаже ребрами, позвоночником и тазовыми костями или платье-слеза с принтом исчезающих капель, которые можно было рассмотреть только под определенным углом и с определенного расстояния, импонировали не только эксцентричным дивам. Скиапарелли была искренне удивлена, когда герцогиня Виндзорская просила ее продать вечернее платье из белого шелка с темно-красным поясом и огромным омаром на юбке, который нарисовал Сальвадор Дали. Модельер представить себе не могла, что кто-то из членов британской королевской семьи может пожелать такой смелый наряд. Два десятилетия, с 1930-х по 1950-е годы, вся Европа была безумно влюблена в Скиапарелли, оставив в прошлом бурные романы с Коко Шанель.

Глубокий и сладкий восточный аромат «Shocking» был облачен в стеклянную форму обнаженной женской фигуры. Это была миниатюра с фигуры голливудской актрисы Мэй Уэст, секс-символа 30-х годов и клиентки Эльзы Скиапарелли.

Полный шокинг

Эльза была первым кутюрье, оправдавшим равноправное существование бижутерии и вечерних платьев в единой композиции, первой, кто применил в качестве застежки для платья молнию, которая ранее использовалась лишь для багажных сумок. Она первая представила коллекцию вязаных свитеров для женщин, первая стала давать названия своим коллекциям, самая знаменитая из которых — «Цирк». Изображенные на одежде клоуны, слоны, гимнасты на трапециях как бы случайно складывались в слова: «Осторожно, окрашено». Впоследствии подобные шутки с модой позволит себе еще один итальянец — ироничный Франко Москино. В 1936 году Эльза ввела в моду цвет розовой фуксии — shocking pink. Шляпки, помады цвета shocking pink были предметом вожделения для самых смелых модниц того времени, а флакон духов «Shocking» того же розового цвета обладал магической силой фетиша. Дело в том, что глубокий и сладкий восточный аромат «Shocking» был облачен в стеклянную форму обнаженной женской фигуры. Это была миниатюра с фигуры голливудской актрисы Мэй Уэст, секс-символа 30-х годов и клиентки Эльзы Скиапарелли. В 1993 году эту идею флакона у Скиапарелли позаимствовал Жан Поль Готье для своего аромата «Classique».

В 2006 году владелец Tod’s Group Диего Делла Валле купил марку Schiaparelli. Сегодня коллекции модного дома создаются под руководством дизайнера Даниэла Розберри.

После Второй мировой войны сюрреализм, казалось, забылся сладким сном, а мода получила новое воплощение в стиле Кристиана Диора, с которым конкурировала Коко Шанель, вернувшая свое могущество. В 1954 году Эльза представила свою прощальную коллекцию и, без унизительных попыток воскресить былую популярность, удалилась из мира моды. Вместо Эльзы туда вернутся ее внучки, дочери Гого. Старшая, Мариса Беренсон, — в качестве фотомодели, а младшая, Берри Беренсон, — в роли глянцевого фотографа.

 

Автор: Кристина Фадина