Мюнхен: «салатница» и «поршень»

Это строение нужно осматривать изнутри или сверху, из иллюминатора самолета — именно тогда вы без труда поймете, что это такое. Три крупные гордые буквы украшают круглую крышу невысокого здания — BMW. Серебристая чаша, которую сами немцы называют «салатницей» — ни что иное, как музей знаменитого концерна.
Главное здание корпорации BMW построено накануне олимпийских игр 1972 года. Чуть позже, в 1973 году, на фоне нежно-зеленых лужаек олимпийского парка появилось еще одно сооружение — музей BMW.

Архитектор Карл Шванзер взял идею, лежащую на поверхности, а точнее — под капотом автомобиля: здание штаба BMW  имеет форму четырех-цилиндрового  поршня. Каждый этаж собирался на земле, а потом поднимался и нанизывался на предыдущий, как деталь детского конструктора. А здание музея воплощает своей конструкцией идею текучести и преемственности времен, пронизывающей все сущее. Сказать, сколько этажей у этого здания, трудно, хотя утверждают, что их всего четыре, притом, что зал все-таки один. Он лентой вьется вокруг собственной оси, поднимая нас по расширяющейся спирали, все выше и выше, демонстрируя на каждом витке захватывающую историю  дизайнерской мысли и технического прогресса ХХ столетия. Каждые четыре года дирекция меняет художника, оформляющего современную экспозицию. Это делается для того, чтобы она была аутентична представляемой эпохе.

Истории автомобильных марок — как теории происхождения человека. С той лишь разницей, что всё гораздо очевиднее: факты засвидетельствованы и запротоколированы в самый момент сотворения. И если отбросить экзотические и непопулярные в массах версии об изобретении первого автомобиля древними римлянами (факт, кстати, не бесспорный, но заслуживающий внимания), то вариантов остаётся немного: в то время как одни железные кони произошли от Карла Бенца/Готтфрида Даймлера и кареты, другие (в нашем случае — BMW) спустились на грешную землю прямо с небес. После взятия в 1919 году рекордной по тем временам воздушной отметки 9760 м компания «Баварские Моторные Заводы» (Bayerische Motoren Werke), вдохнувшая, собственно, жизнь (в смысле — двигатель) в самолет-рекордсмен, надумала совмещать производство авиационных моторов с покорением вполне земных технических вершин. Рожденный летать начал «ползать». Да так резво, что по сей день не всякий угонится. Поначалу «небожители» прокладывали свой земной путь двумя колёсами, прямиком к звёздам, минуя всякие там тернии: первый же мотоцикл BMW R-32 был вне конкуренции на парижском автосалоне 1923 года. Стремясь обрести большую устойчивость, то есть четырехколесную опору, в 1928 году компания заручилась лицензией на производство английского Austin-7. И в 1929-м свет увидел первый автомобиль BMW — Dixi. А спустя пять лет после «усыновления» британца, в 1933-м успех компании приносит первое поколение «кровных» отпрысков — серия BMW-303.

BMW Dixi 315, BMW 315

Среди этих небольших автомобилей с 30-ти-сильными шестицилиндровыми моторами объемом 1,2 л, развивающих скорость 90 км/ч, уже встречаются «племенные» экземпляры, отмеченные печатью «генокода» — фирменными «ноздрями», ставшими раз и навсегда безошибочным внешним признаком породы. Вслед за 303-ей в течение каких-нибудь трех лет появляются спортивные BMW-315 и 319 и популярнейший лимузин тридцатых — BMW-326 с независимой передней подвеской, гидравлическими тормозами, неслыханно комфортабельный (подсветка приборов + амортизирующая рулевая колонка), с запасом топлива в баке на 500 км пути. 1938 год — начало чемпионской спортивной летописи бренда. BMW-328 выигрывает в своем классе тысячемильную гонку в Италии (Mille Miglia), а в 1939, перед самой войной, усовершенствованная версия BMW-328 Touring Coupe побеждает на гонках в Ле Мане. Даже в тяжелые послевоенные годы, находясь на грани финансового краха, компания создаёт модели, занявшие впоследствии почетное место в истории автомобилестроения. Забавная микролитражка BMW Isetta с открывающимся «фасадом» и моноцилиндровым мотоциклетным двигателем и ее более «крупная» преемница BMW 600 с дополнительной боковой дверью для задних пассажиров принадлежат к числу наиболее удачных автомобилей 50-х годов.

BMW 328 Touring Coupe, BMW 1500

Мощная BMW 507 (1955 г.) — двигатель V8, макс. скорость — 220 км/ч – стала первым немецким автомобилем с дисковыми тормозами на передних колесах. Перелом к лучшему в делах компании наметился в 1959-ом, с началом серийного производства модели BMW 700, которая, как и 600-ая, оснащалась мотоциклетным мотором, расположенным сзади, но превосходила предшественницу по мощности и габаритам. Есть в истории BMW и свои «шестидесятники» — поколение послевоенного возрождения. Для этих машин с четырехцилиндровыми моторами была введена новая система обозначений: в номере модели отражена кубатура двигателя. Родоначальником этого класса стал BMW 1500 (1961г.) — 1,5 л; 80 л. с.; 148 км/ч. За ним последовали модели 1600; 1800 и 2000Ti (120 л.с.; 180 км/ч), а модель 2000Tii (1969 г.) оснащалась уже инжекторным двигателем и пятискоростной КПП. Легендарный BMW 2002 Turbo (1973 г.), или, как его называют «BMW-02» — мощный, с ярко выраженным характером, по-спортивному отрегулированным шасси, первый в Германии автомобиль с турбонаддувом — «02» стал «духовным предтечей» самой популярной сегодня «третьей серии».

BMW 320i, BMW Z4

Собственно, новейшая история BMW ведет отсчет как раз с начала 70-ых: 1972 — на рынке появляется праматерь сегодняшних «пятерок», BMW 520, а в 1975-ом возникает новый формат для среднего класса — компактные BMW 3-ей серии: 316; 318; 320 и 320i. Принятая в этот период система индексации моделей отражает основную информацию об автомобиле: первая цифра — номер серии, две последующие — литраж двигателя (куб. см/100), i — инжектор, td — турбодизель и т.д. Обрастая по мере развития технологий и направлений новыми символами, система эта по сей день помогает ориентироваться в сложной генеалогии современных ветвей и ответвлений именитого баварского клана. А ветвей за отчётный период, что и говорить, приросло: семейство престижных лимузинов седьмой серии, спортивные седаны и купе подгруппы М (Motorsport), стремительные и мощные родстеры Z3, Z8 и свежайший Z4, только что дебютировавший на парижском автосалоне. Но это уже сюжет для другого рассказа. Ибо история, факты которой свежи в памяти, и которая продолжает вершиться на наших глазах, требует иных подходов. Что же касается баварского подхода к делу, то он понятен и симпатичен: многообразие в рамках каждой серии, применение новейших технологий (электронное управление двигателем, бесступенчатые программируемые трансмиссии). Главную ставку BMW делает на удовольствие — удовольствие от вождения автомобиля со знаменитой эмблемой, которая суть стилизованное изображение пропеллера — напоминание о «небесном» происхождении и постоянном устремлении ввысь.

Автор: Валерия Петровская

 

Фотограф: Dreamstime.com