

Увидеть невидимое
Портал в воображение одного из самых смелых фантазеров в истории открыт. Прозрачный сферический купол над театром-музеем уже стал символом Фигераса — родины Сальвадора Дали. Под куполом — одна из величайших иллюзий гения: картина «Обнаженная Гала, смотрящая на море», которая на расстоянии трансформируется в портрет Авраама Линкольна. Чудеса здесь в порядке вещей: снаружи здание кажется трехэтажным, но на самом деле этажей пять. На стенах установлены гигантские яйца, а темно-красные стены украшены рядами буханок: хлеб — давний фетиш мастера.
Сюрреалистический долгострой
В 1961 году Дали обратил внимание на кирпичную кладку городского театра Фигераса, в котором он впервые выставил свои работы в 15-летнем возрасте. От старого театра остались руины: фундамент и стены, проходы в ложи и арка сцены. Именно здесь художник решил обустроить свою визуально-экспериментальную лабораторию. Строительство откладывалось целых 14 лет: причиной задержки была тяжба между мэрией Фигераса и Главным управлением изящных искусств. Зато когда работа закипела, сам Дали отшлифовал каждый участок до мельчайших деталей. В сентябре 1974 года он все-таки открыл театр-музей своего имени.


Комната или лицо?
В причудливом строении собраны работы, отражающие творческий путь художника от ранних исканий в манере кубизма до причудливых зрелых творений. В «Исчезающих образах» девушка с письмом из полотна Яна Вермеера на расстоянии плавно превращается в глаз, нос и бороду портрета Веласкеса. За чередой залов с картинами скрыта комната-иллюзия, которую Дали «слепил» из черт лица кинозвезды Мэй Уэст, — с ноздрями из горящих дров и диваном в форме губ. В саду под открытым небом — любимая инсталляция художника: женская скульптура, которая тянет цепями колонну из автомобильных шин, стоя на капоте «Кадиллака». На вершине колонны — лодка со стилизованными под капли презервативами. Воплощенные образы подсознания или великое надувательство? Каждый посетитель этого сюрреалистического лабиринта должен сам отыскать черту между безумием и гениальностью.
• В зале башни «Галатея» находится плита с надписью «Сальвадор Дали-и-Думенек. Маркиз де Дали де Пуболь. 1904—1989». Не все посетители знают, что в склепе за плитой покоится тело самого великого мистификатора, который пожелал слиться со своим творением в вечности.
• К 1970 году Сальвадор Дали создал 37 украшений, включая рубиновые губы, сюрреалистического слона и «Королевское сердце» для Галы — композицию из рубинов, бриллиантов и изумрудов. Шедевры перемещались из коллекции в коллекцию, пока не составили постоянную экспозицию в театре-музее Дали.
«Я хочу, чтобы мой музей был единым блоком, лабиринтом, огромным сюрреалистическим предметом. Это будет абсолютно театральный музей. Приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон». Сальвадор Дали