

Русское диво
Для иностранцев храм Василия Блаженного — объект загадочной русской экзотики. Западные журналисты называют его замком, сооруженным из конфет, декорацией к «Щелкунчику» и даже «клоунским носом на лице империи зла». Действительно, сияющие яркими цветами купола собора смотрелись весьма легкомысленно в эпоху, когда генсеки с хмурыми лицами приветствовали стройные ряды военной техники во время парадов на Красной площади. Собор Василия Блаженного со всеми его карнизами, кокошниками, окнами, нишами замечательно смотрится на сувенирных футболках и тарелках, а также в голливудских фильмах про шпионов. Игра «Тетрис», которая была создана в 1984 году компьютерным инженером Алексеем Пажитновым, также запускалась с изображения знаменитых куполов. Но собор Василия Блаженного по-прежнему впечатляет и привыкших к его облику жителей постсоветского пространства. Историк Иван Забелин писал: «В своем роде это такое же, если еще не большее, московское, притом народное диво, как Иван Великий, Царь-колокол, Царь-пушка».


Не так грозен царь
Войска Ивана Грозного взяли штурмом Казань в 1552 году. В качестве жеста благодарности за победу над грозным противником спустя два года близ Фроловских (ныне Спасских) ворот был заложен величественный храм. Так как покорение Казани совершилось 1 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, то и новый собор был назван Покровским. Согласно некоторым данным, архитекторами были Барма и Постник, хотя под этими именами мог скрываться один человек — псковский зодчий Постник Яковлев по прозвищу Барма. Легенда гласит, что царь приказал ослепить строителей, чтобы они больше не смогли возвести нечто столь же прекрасное. К счастью, это лишь домысел, ведь после шестилетней работы над Покровским собором Барма принимал участие в сооружении Казанского кремля и других значительных сооружений. Зато в дате завершения строительства можно не сомневаться. В ходе реставрации 1957 года рабочие отыскали под несколькими слоями масляной росписи памятку, в которой самими зодчими указана дата освящения собора — 12 июля 1561 года по новому стилю.


Народное имя
Всю массивную конструкцию Покровского собора держит на рыхлом песчаном грунте спуска в Москве-реке внушительный подклет высотой 6 метров. Центральный столпообразный храм окружен симметричной звездой из восьми церквей (четырьмя большими и четырьмя маленькими), расположенных по направлениям компаса. Десятая церковь была пристроена уже при царе Федоре Иоанновиче, в 1588 году. Она была посвящена весьма почитаемому в Москве юродивому Василию Блаженному, который собирал деньги на строительство собора и был при нем похоронен. Покровский собор стал десятиглавым и получил «народное» название «храм Василия Блаженного», которое постепенно вытеснило официальное наименование. Каждый новый правитель добавлял к кремлевской диковинке какую-то деталь, что и сделало облик Покровского собора столь пестрым. Первоначально белокаменное здание было расписано под кирпич, затем собор получил фигурные главы, которые были раскрашены в разные цвета при Екатерине II. В 1817 году архитектор Осип Бове выложил подпорную стену храма камнем и установил массивную чугунную ограду по периметру.


Дождь против Наполеона
Летописец свидетельствует: «И все послы и купцы дивились, говоря, что не видели мы ни в коих царствах, ни в своих, ни в чужих, такой красоты и силы и славы великой». В 1812 году вошедший в Москву Наполеон вознамерился перевезти храм Василия Блаженного в Париж. Узнав, что технически это невозможно, он превратил храм в конюшню и попытался взорвать его при отступлении. Согласно легенде, внезапный ливень погасил подожженные фитили, и национальный символ чудом был спасен. Судьба храма Василия Блаженного не раз висела на волоске, но он пережил даже грандиозную перестройку Москвы при Сталине, когда большевики уничтожали архитектурные напоминания о царской России. Спасителем Покровского собора считается выдающийся реставратор Петр Барановский, который послал телеграмму в ЦК ВКП(б) с призывом сохранить культовое строение. Сегодня храм входит в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, но его духовное значение не измерить формальными статусами. Храм в честь победы над Казанью превратился в символ незыблемости самого Российского государства — пусть и с куполами в форме зефира.