Города Вуди Аллена

Знаменитый американский режиссер Вуди Аллен создает кино, открывающее зрителю фантастическую возможность путешествовать по Европе, не выходя из дома. Пользуясь естественными декорациями Лондона, Барселоны, Парижа и Рима, он совершенно не претендует на роль гида — здесь он такой же неофит, как любой турист.

Родственник Нью-Йорка

Вуди Аллен — урбанист и суперамериканец. Большую часть своих фильмов он снял в Нью-Йорке. Здесь была создана, например, его знаменитая «Нью-Йоркская трилогия» — «Энни Холл», «Интерьеры» и «Манхэттен». Первая европейская картина режиссера — «Матч Поинт» — снималась в Лондоне. Аллен набрал британских актеров, оживил их компанию своей сексапильной американской музой Скарлетт Йохансон и взялся снимать британскую столицу. «Отправиться в Лондон — беспроигрышный вариант, потому что там все говорят по-английски, это город с ресторанами, книжными магазинами и плотным трафиком. Я его чувствую так же, как Нью-Йорк», — признался Вуди Аллен. «Матч Поинт» — история молодого амбициозного человека, которому посчастливилось стать частью высшего общества в Лондоне и который любыми средствами пытается сохранить свой статус-кво. В фильме показаны любовь и страсть, предательство и преступление, быт британских аристократов и простых лондонцев, а также множество столичных достопримечательностей: Вестминстер, Королевский оперный театр, галереи Тейт и Саатчи, театр Ройал-Корт. Интрига фильма: нудное, заурядное начало и неожиданный остросюжетный конец в духе романа Достоевского «Преступление и наказание».

Маленькое сумасшествие в Барселоне

«Вики, Кристина, Барселона» — фильм о жизни испанской богемы и любовных треугольниках, рассказанный с мягкими, обволакивающими, интимными интонациями. А еще это фильм о сумасбродном романтическом настроении, которое возникает у людей, оказавшихся в новом волнующем месте. Съемки фильма частично проходили в испанском городке Овьедо — заповеднике дороманской архитектуры VIII—IX веков. Но главной декорацией является каталонская столица, на образ которой в основном влияют творения Антонио ГаудиНеудивительно, что, оказавшись в месте, производящем столь сильные впечатления, герои фильма сами становятся немного сумасшедшими. Молодые американки Вики и Кристина проводят летние каникулы в Барселоне и совершенно очарованы этим городом, а также молодым художником по имени Хуан Антонио. Вики — консервативна и педантична, Кристина — раскрепощена и привлекательна в своей бунтарской сущности. Хуан Антонио не может определиться, его привлекают обе девушки. Отношения в любовном треугольнике становятся все более запутанными, а тут еще в игру вступает экс-супруга испанского мачо, которая не до конца отказалась от своих прав на бывшего мужа. Герои фильма знакомятся в кафе «Четыре кота», встречаются в парке Гуэль, любуются видом храма Святого Семейства, гуляют по бульвару Рамбла, изучают уютные волнистые лабиринты Каса Мила, проводят время в парке развлечений на горе Тибидабо. Атмосфера так соблазнительна и приятна, что зрителю хочется оказаться в компании героев.

Парижские адреса

Самый кассовый фильм Вуди Аллена за всю его карьеру — «Полночь в Париже» — это красивая история о путешествии во времени, о непонятом и непризнанном художнике, об исполнении желаний. В первых кадрах мелькают знакомые виды: Эйфелева башня, Триумфальная арка, Лувр. Вуди Аллен объясняет выбор тривиальной картинки: «Мое знакомство с Парижем проходило посредством американских фильмов, в которых его показывали. Голливуд влюблен в Париж, так что всякий раз, когда вы видите его в американских фильмах, вы смотрите на город романтики, музыки, вина и красивых отелей». Сказано — сделано. Первое знакомство зрителя с героями фильма начинается в Саду Моне, бывшей резиденции художника-импрессиониста Клода Моне в Живерни, где писатель Гил обнаруживает свою любовь к романтическому образу старого Парижа. Далее идет череда видов гламурного Парижа. Гил с невестой и ее родителями останавливаются в респектабельном Hotel Le Bristol. Герои обедают в пафосном ресторане Le Grande Véfour, спрятанном между колоннами у входа в Пале-Рояль, рассматривают витрины ювелирного магазина Chopard, гуляют по садам Версаля и наконец оказываются на дегустации вин под открытым небом, которая проходит на крыше отеля Hotel Le Meurice.

Римские сюжеты

Следующий за «Полночью в Париже» фильм Вуди Аллен снял в Вечном городе. Сюжет комедии «Римские приключения» строится на четырех абсурдных гротескных историях, которые отсылают к «Декамерону» Боккаччо. Мы встретим известного американского архитектора, переживающего вторую молодость, маленького человека, простого обывателя, неожиданно проснувшегося знаменитым, наивных молодоженов из провинции, каждого из которых ждут романтические открытия, и американского оперного постановщика, задумавшего вывести на сцену поющего работника похоронного бюро.  Кажется, все уникальное, что есть в Риме, уже показано: фонтан Треви, Испанская лестница, спагетти, Колизей, мороженое gelato, мотороллеры…  Но Вуди Аллен обращает внимание и на другие римские точки, например, вокзал Термине или район La Garbatella, любуется легкой прелестью римской уличной жизни. Операторская работа настолько аккуратно и любовно сделана, что у зрителя не остается шанса не влюбиться в Рим Вуди Аллена. «Мне повезло, что фильмы, которые я сделал за пределами Штатов, оказались успешными, — радуется Вуди Аллен. — Кстати, я уверен, что места съемок этому сильно помогли. Конечно, «Матч Поинт» можно было снять в Нью-Йорке, но если бы там опять был Центральный парк, или Бродвей, или Парк Авеню — все было бы совсем иначе, менее оригинально. То же самое с «Римскими приключениями». Пейзаж и римская чувственность очень важны для фильма, они дают ему куда больше, чем я как режиссер».

Автор: Кристина Фадина
Фотограф: Dreamstime.com