Каждый желает стать Ларой Крофт

Небольшой и абсолютно архаичный египетский городок Луксор расположен в Верхнем Египте на восточном берегу Нила. Всемирную известность получил благодаря тому, что стоит на развалинах Фив — великого города Древнего Египта, слава о котором гремела по всему античному миру.

Подписаться на рассылку

Чтобы оформить подписку заполните форму ниже
Каждый желает стать Ларой Крофт_foto Каждый желает стать Ларой Крофт_foto

Город Луксор

Египтяне называли его Уасет, в Библии этот город упоминается под именем Но, а Гомер в «Илиаде» пишет о «стовратых Фивах». Общепринятая хронология считает, что современный город-музей Луксор стоит на месте Фив (Тебеса) — столицы Нового царства Древнего Египта (II тысячелетие до нашей эры). Посещение Луксора — это переезд через широкий Нил из «города живых», где стоят Луксорский и Карнакский храмы, в «город мертвых», где расположена Долина царей. Многие видят в этом бездну философического смысла. Но потом выясняется, что все зависит от графика экскурсионного бюро: часть туристов сначала попадает в «город мертвых», а уже потом к «живым». Сегодня жаждущим впечатлений показывают пустые гробницы и предлагают представить, какими богатствами они были некогда наполнены. Человечество обладает лишь малой толикой того, что хоронилось в бесчисленных склепах. Где остальное?

Каждый желает стать Ларой Крофт_foto Каждый желает стать Ларой Крофт_foto

Лара Крофт — расхитительница гробниц

Лара Крофт — дочь английского аристократа и знаменитого археолога лорда Хеншингли Крофта, талантливо воплощенная Анжелиной Джоли в голливудском фильме Саймона Уэста «Лара Крофт — расхитительница гробниц». Чудесная Анжелина, получившая в Амстердаме приз за самые сексуальными губки начала третьего тысячелетия, недрогнувшей рукой роется в пыльных внутренностях гробниц, попутно убивая всех, кто ей пытается в этом помешать. Профессия Лары Крофт кормит и поит египтян уже не первое тысячелетие. Ведь, в сущности, Египет — это колоссальный некрополь с бесчисленными богатыми захоронениями царствовавших особ, которые устраивались вдоль обоих берегов Нила.

 Фильм «Лара Крофт — расхитительница гробниц»

Каждый желает стать Ларой Крофт_foto Каждый желает стать Ларой Крофт_foto

Гробницы Луксора

Первыми возведенные гробницы грабили сами строители — организаторы ритуалов, кого благодарные клиенты не захватывали с собой в «последнее вечное путешествие» в качестве «незаменимых спутников». Позже гробницы навещало местное население, выгребая все, что можно было продать. С наступлением эры культуры и прогресса в Египет потянулись археологи. В результате музеи Европы оказались забиты саркофагами, скульптурами и прочим погребальным скарбом, в том числе и самими усопшими, завернутыми в ткань и высушенными как вобла.

Каждый желает стать Ларой Крофт_foto Каждый желает стать Ларой Крофт_foto

Мумии Египта

Дальше всех в «изучении» древней цивилизации ушли американцы — в конце ХIХ века они наловчились делать из мумий оберточную бумагу, вывозя сырье — мумии царей —   в буквальном смысле слова пароходами. Царских захоронений было действительно много. Так много, что подвигло российских академиков Носовского и Фоменко выдвинуть не лишенную остроумия гипотезу. Согласно ей Древний Египет был как бы государством-фирмой по оказанию ритуальных услуг для царей всего древнего мира: транспортировка, бальзамирование, строительство и содержание усыпальниц, собственно ритуальные услуги — плачи, жертвоприношения и тому подобное. Согласимся с этим.

Каждый желает стать Ларой Крофт_foto Каждый желает стать Ларой Крофт_foto

Храм в Луксоре

Луксорский храм посвящен богу солнца Амону Ра. Он протянулся более чем на четверть километра с севера на юг, вдоль Нила. Символ храма — это колонна, это целый лес из 134 густо посаженных мощных «вековых» колонн: колоннада у входа, затем обрамленный колоннами открытый двор, колонный зал и, наконец, святилище, которое тоже держится на колоннах. Сто лет спустя после возведения первой колонны фараон Рамсес II расширил храм. Перед колоннадой он построил еще один двор, отгороженный парой 25-метровых пилонов, посвященных собственной победе над несчастными хеттами. Сегодня здесь стоит лишь один обелиск, его брат-близнец с 1833 года украшает парижскую площадь Согласия. От пилона Луксорского храма начинается аллея сфинксов. Она ведет на север и метров через триста ныряет под жилые здания. А появляется вновь лишь через два километра, возле Карнакского храма.

Каждый желает стать Ларой Крофт_foto Каждый желает стать Ларой Крофт_foto

Карнакский храм

Карнакский храм — еще более грандиозное и сложное сооружение. Это даже не храм, а город храмов. Строить его начали еще во времена Среднего царства, а основные сооружения воздвигли в XIII веке до нашей эры, при фараоне Сети I и его сыне Рамсесе II. Считается, что самая потрясающая часть Карнакского храма — расположенный между вторым и третьим пилонами гипостильный зал Сети I. Двенадцать массивных центральных колонн — по шесть с каждой стороны входа — имеют высоту 23 метра. Остальные 122 колонны немного меньше диаметром и ниже. Все колонны и стены зала украшены рельефами, иллюстрирующими жизнь и подвиги фараона.

Забавно, что сюжеты гипостильного зала перекликаются с батальными песнями «Илиады» Гомера. На основании этого ученые полагают, что Гомер приезжал в Карнак «в составе туристической группы» из Греции и любовался рельефами, рассказывающими о подвигах Сети I, после чего и написал свою эпическую поэму.

Тут же на мраморной колонне возлежит гигантский жук-скарабей — древнеегипетский символ благоденствия. Туристы, одурманенные палящим солнцем, тратят много сил и времени, чтобы семь раз обежать вокруг жука, бормоча себе под нос заветное желание, — только в этом случае, по уверению гидов, оно непременно исполнится.

 

Все не так в «городе мертвых». Горький опыт захоронения почивших вождей в пирамидах подтолкнул египтян прятать гробницы в окрестных горах, здесь, на левом, западном берегу Нила. Увы, с аналогичным результатом. В 1922 году английский археолог Говард Картер раскопал гробницу Тутанхамона — единственную царскую гробницу, найденную не разграбленной. Радости европейских ученых не было предела. Они разграбили гробницу во имя культуры и науки, поместив содержимое в Каирском музее.

 

Каждый желает стать Ларой Крофт_foto Каждый желает стать Ларой Крофт_foto

Долина царей

У въезда в Долину Царей до сих пор стоит деревушка, в которой живут трудовые династии грабителей гробниц, продолжающих дело своих предков. Чтобы не быть разоблаченными, торговцы выдают себя за работников «фабрик камня». Их магазинчики забиты каменными скарабеями, кошками, головками Нефертити и Тутанхамона, мумиями. У входа сидят два не по-египетски упитанных господина. При появлении туристов они вяло начинают точить старыми напильниками какие-то скучные булыжники. Показав на трудящихся, гид заводит туристов в магазин, где начинается безудержная торговля. В результате туристы выходят из магазина отягощенные килограммами совершенно ненужных каменьев.

 

Каждый желает стать Ларой Крофт_foto

Фараон Аменхотеп

Главными из сохранившихся ценностей «города мертвых» являются две огромные каменные фигуры, изображающие сидящего фараона Аменхотепа III. Колоссы стояли возле его погребального храма, часть которого разрушили, а другую растащили по европам. Два сфинкса доехали до Петербурга, где в 1832 году были установлены на набережной возле Академии художеств на радость гостям Северной Пальмиры. Греки назвали эти 20-метровые фигуры «колоссами Мемнона». Когда-то в древности от правой статуи отвалилась верхняя часть и на восходе солнца она стала издавать звук, похожий на человеческий голос. Древние гиды придумали глубоко ненаучную теорию, объяснив это явление вибрацией холодных камней под действием первых солнечных лучей. И древний египетский народ повалил слушать, как камни поют. Так продолжалось два столетия, пока император Септимий не решился отремонтировать колосс. Статуя замолчала.

Есть среди посетителей Луксора — культовой достопримечательности Египта — и особая категория наших соотечественников, которые колесят по всему миру в поисках Космоса, Энергии и Вселенской Любви. Специально для них одно из туристических агентств заявило: «В Луксоре, в самом большом храмовом комплексе мира, накопилась такая мощная энергетика, что, кажется, любая статуя, любая стена излучают гипнотические волны. Эта энергия таинственна, но не враждебна, она ощущается как нечто светлое».

И это безусловная правда…

Автор: Вадим Дубичев