Модный футуризм Ника Найта

Сложные, странные, неземные образы — то, в чем преуспел британский фотограф, клипмейкер, создатель авангардной визуальной культуры Ник Найт. Когда королева эпатажа Леди Гага хочет произвести фурор на сцене, она набирает номер Ника и мурлычет в трубку: «Я поняла, что мне может помочь только бог, и решила позвонить тебе».

Леди и пистолет

Ник Найт является автором некоторых эксцентричных фотосессий, интерлюдий, клипов Леди Гага. В одном из интервью, объясняя психологические нюансы студийной фотосессии, он рассказал: «Все те социальные табу, которых вы придерживаетесь в реальной жизни, не действуют во время съемок. Как-то раз я провел в студии с Леди Гага 48 часов, в течение которых она разыгрывала отдельный спектакль для каждой фотографии. Сначала она прикидывалась, будто ей плохо, потом сама себе рисовала татуировки, потом была привязана к кресту и не могла пошевелиться, потом к ее лицу был приставлен пистолет и так далее. Она сыграла каждую из этих ролей, чтобы увидеть себя в том или ином образе. Я заметил, что она хочет узнать, кто она такая, путем нарушения собственных границ».

Человек будущего

Изучение потенциала фотографии — один из основных мотивов Ника Найта. Придя на смену живописи в начале прошлого века, фотография принялась детально изображать действительность. Не только на улице, но даже в студии фотографы предпочитали работать при естественном свете, показывая вещи такими, какими их видит человеческий глаз, но с большей четкостью и интенсивностью. Однако далеко не всем фотографам казалось оригинальным просто документировать реальность. Одни, чтобы добиться экспрессии, использовали техники, близкие к живописи, другие — выразительные средства кинематографии. Ник Найт предпочитает графические редакторы для создания потрясающих воображение образов. «Я чувствую, что существую в будущем. И, доложу я вам, это необычное место!» — говорит фотограф.

Модный скинхед

Он родился в Лондоне в семье врачей. Увлекался фотографией с детских лет, а когда пришло время юношеского бунта, побрился наголо и примкнул к пролетарской молодежной субкультуре скинхедов, выступавших против буржуазных ценностей. По окончании колледжа дизайна и искусств создал серию монохромных портретов приятелей-скинхедов, которая спустя два года вышла отдельной фотокнигой. Издание попало в руки креативному директору i-D, пригласившему фотографа к сотрудничеству. Так Ник Найт начал работать с журналами, в частности с Vogue. В 1986 году он получил первый fashion-заказ — съемку каталога для Yohji Yamamoto, затем подписал контракт с Dior, а также сотрудничал с дизайнером Александром Мак-Куином. Ник получил мировую известность благодаря тому, что делал снимки для обложек альбомов Дэвида Боуи, Бьорк, Кайли Миноуг, Massive Attack и создал эротико-психоделический выпуск календаря Pirelli.

Изменить восприятие

Ник Найт сломал стереотипы fashion-съемки: в его фотосессиях участвовали модели размера плюс-сайз, с ограниченной мобильностью, далекие от стандартов индустрии и общераспространенных представлений о совершенстве. В 2000 году он учредил сайт для интерактивных проектов представителей искусства, шоу-бизнеса и модной индустрии, лично проводит интервью с интересными творческими фигурами. Радикальная манера фотографа рифмуется со стилем таких модных домов, как Comme des Garçons, Maison Margiela, Gareth Pugh, занятых конструированием фантастически необычных силуэтов, которые Ник Найт модифицирует в процессе ретуши изображений, заявляя: «Фотография — одна сплошная манипуляция, а идея, что она якобы должна отражать реальность, — не что иное, как заблуждение…»

Автор: Кристина Фадина