Snøhetta. Нырнуть глубже

В сентябре 2019 года фотографии норвежского ресторана Under облетели даже далекие от архитектуры блоги, паблики и медиа. Дело в невероятной форме здания, похожего на бетонный контейнер, заброшенный штормом на мелководье. И это лишь один из проектов архитектурного бюро Snøhetta.
Построенный по проекту Snøhetta ресторан Under также функционирует как исследовательский центр морской жизни в крайней южной точке континентальной Норвегии.

Ужин в затонувшем перископе

Наполовину утопленная в море монолитная громада ресторана Under длиной 34 метра опирается прямо на морское дно. Толстые бетонные стены, лежащие на скалистом берегу, призваны противостоять суровым природным условиям в окрестностях мыса Линдеснес в крайней южной точке континентальной Норвегии, где штиль переходит в шторм несколько раз в день. Из огромного окна ресторана открывается вид на морское дно, который меняется в течение сезона. Конструкция спроектирована так, чтобы со временем полностью интегрироваться в естественную среду. Шероховатая оболочка строения будет функционировать как искусственный риф для ракушек и водорослей. По словам основателя Snøhetta Кжетила Трёдала Торсена, Under — естественное продолжение экспериментов его команды с символическими границами: «Ресторан бросает вызов физическому положению человека в окружающей среде. В этом здании вы можете оказаться под водой, над морским дном, между сушей и морем. Это новые перспективы и способы увидеть мир».

Пройтись по крыше

В 1989 году архитектурное бюро Snøhetta получило первый заказ — проект современного здания для легендарной Александрийской библиотеки в Египте. Грандиозное книгохранилище подобно солнечному диску, приподнятому к югу и наклоненному к северу. Стеклянные поверхности крыши пропускают естественный свет в главный читальный зал. Через десять лет Snøhetta выиграла еще один конкурс — и получила возможность построить Оперу в Осло. В 2004 году норвежцы спроектировали павильон Музея 11 сентября с геометрическим дизайном из стекла и зеркального металла, расположенный на месте разрушенных башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Архитекторы Snøhetta с первых шагов практиковали синтетический подход, совмещая в работе проектировку зданий и ландшафтный дизайн, затрагивая и чувства, и физиологию тела. Ультрасовременное здание Оперного театра Осло подходит к самому берегу фьорда. Наклонная кровля, собранная из белоснежных мраморных плит, позволяет любому прохожему добраться до самой высокой точки здания, чтобы полюбоваться великолепной панорамой города.

 

Мост между эпохами

Название для бюро, позаимствованное у одной из самых высоких вершин Норвегии, говорит о вдохновении, которое архитекторы черпают из родного ландшафта. В основе философии Snøhetta лежит скандинавская идея близости к природе. А также традиционный северный минимализм, когда красивыми признаются экономные формы, естественные текстуры, нейтральные тона, практичный функционал без излишеств. И все же социальное взаимодействие очень важно, если вы живете в безлюдной стране, где маленькие города напоминают сельскую местность. Краеугольный камень философии Snøhetta — уважение к различным традициям и культурам. В штате компании значатся архитекторы и дизайнеры со всего мира: более 240 сотрудников из 32 стран. Поиски универсального языка архитектуры привели Snøhetta к проекту Центра наскальной живописи во французском Монтиньяке. Бетонный объект, прорезающий землю, выглядит одновременно и древним, и современным. Стеклянный фасад символически отделяет рукотворный интерьер от густого леса вокруг. Snøhetta и впрямь стирает границы — позволяя путешествовать из высокотехнологичного будущего в глубокую древность и обратно.

Автор: Игорь Цалер
Фотограф: Dreamstime.com