На чем ездить по Бордо?

В стороне от европейских мегаполисов кроется масса интересного. К примеру, где еще можно встретить трамваи, идущие не по двум, а по трем рельсам? В столице мирового виноделия — Бордо!

Навязчивая идея

История трамвайного движения в солнечном и вечно молодом французском городе Бордо изобилует перипетиями. В 1880 году была запущена первая конная трамвайная система общественного транспорта, а спустя почти 20 лет повозки заменили на более современные и прогрессивные — электрические, которые функционировали до 1946 года. С приходом к власти в должности мэра Жака Шабана-Дельма, близкого соратника Шарля до Голля, трамвайные маршруты стали закрываться один за другим. Глава города питал необъяснимую страсть к автомобилям и считал, что будущее именно за ними, полагая, будто нужды в общественном транспорте нет. В 1958 году последние вагоны отправились на передержку в депо.

Трамваям жить!

В начале 2000-х местные буквально требовали от городских властей возобновления трамвайного сообщения. 21 декабря 2003 года ровно в пять утра первые пассажиры переступили порог новых вагонов и смогли оценить удобство скоростного передвижения по рельсам, которые, на удивление бордолезцев, были проложены по улицам города в три ряда. Источники питания вагонов располагались не над трамваями, как везде в мире, а под ними. Техническое решение заключалось в следующем: третий, вспомогательный рельс, идущий посередине между двумя основными, состоит из секций по восемь метров, отделенных друг от друга трехметровыми изоляционными вставками. Напряжение на эти секции подается только в момент, когда вагон полностью накрывает корпусом соответствующий участок. Поэтому для пешеходов третий рельс совершенно безопасен — на него можно смело наступать.

Свой путь

Прокатиться на необычном трамвае можно ежедневно с 4.30 утра и до полуночи (до 01.00 в четверг, пятницу и субботу) по трем основным маршрутам. Маршрут А считается самым протяженным, идет через весь город, соединяет основные пригороды Бордо (коммуны Лормон и Флуарак с коммуной Мериньяк), а также правый и левый берега Гаронны, проходя по старинному каменному мосту Пон-де-Пьер. По пути маршрута B встретятся остановки, с которых удобно отправляться исследовать следующие достопримечательности: музей современного искусства, главную городскую площадь Кинкос, Большой театр, ратушу, музей Аквитании, университет Монтескье. Самая короткая линия — по маршруту С, удобному для прибывших в Бордо на поезде, позволяет добраться до триумфальной арки XVIII столетия Порт де Бургонь, исторического комплекса зданий Биржевой площади, ботанического сада.

Предъявите билет

Абонемент на проезд в трамвае можно приобрести на любой остановке в специальном автомате. Будьте внимательны: аппарат не принимает банкноты, только банковские карты и монеты. В продаже есть единый проездной, действующий в течение дня и дающий право без дополнительной платы менять общественный транспорт. Bordeaux CityPass дает право посещать значимые городские достопримечательности и пользоваться общественным транспортом с существенной экономией. Стоимость абонемента на 24 часа составит 29 евро, на 48 часов — 39 евро, на 72 часа — 46 евро на человека. Сити-пассы продают в Туристическом офисе Бордо, а также в его филиале на железнодорожной станции.

Автор: Юлиана Новоселова
Фотограф: Dreamstime.com