T: (343) 37 62 600

E: reklama@uam.ru

V: iPad
Обновленный сайт журнала «Уральские авиалинии» теперь и на iPad!
Смотри с друзьями, читай интересные статьи.
Закрыть
№ 3 (96) Май/Июнь 2017
№96

Владимир Познер. Темы для размышлений

«Шекспир. Предостережение королям». Так назвал свой очередной документальный фильм мэтр отечественной журналистики Владимир Познер. Своими рассуждениями о театре, власти, правде, свободе и чести как главном принципом жизни наш собеседник делится с читателями журнала.

 

Владимир Владимирович, какую задачу вы поставили перед собой, приступая к работе над фильмом о Шекспире?

 

— Раздался звонок из Британского совета с таким предложением. Поскольку до этого я делал документальный фильм об Англии и, разумеется, интересовался личностью и творчеством Шекспира, то ответил: «Да, да, с большим удовольствием». А когда повесил трубку и вспомнил, сколько всего было сделано о Шекспире, перезвонил в Британский совет и сказал: «Извините, я поторопился с ответом и вынужден отказаться». После уговоров согласился, но поставил в известность, что сосредоточусь на одной теме: «Шекспир и власть». В своем фильме я рассматривал те пьесы Шекспира, в которых тема власти является центральной — «Король Лир», «Макбет», «Ричард III», «Генрих V».

 

В каком произведении, на ваш взгляд, Шекспир наиболее точно и емко раскрывает тему человека и власти?

 

— Если я вынужден назвать только одно произведение, конечно, трагедия «Король Лир». Во времена Шекспира такого понятия, как права человека, не существовало, а был абсолютный монарх, который мог казнить кого угодно и за что угодно. В театре «Глобус», где играл Шекспир, размещалось три тысячи зрителей, и он имел огромное влияние на умы людей. Английские монархи любили театр, и «Король Лир» ставился для показа королю Англии Якову I. Пьеса начинается с того, что король Британии Лир делит эти страны между тремя дочерьми, что приводит к его абсолютной гибели.

 

Весь мир — театр, а люди в нем актеры! Согласны ли вы с этим сравнением? Существуем ли мы по законам театра?

 

— Со сравнением Шекспира согласен, но не знаком с законами театра. Для меня Шекспир, как никто другой, сумел дать исчерпывающие ответы на многие вопросы. Что такое государство? Кто такой человек? То, как Шекспир проник в эти явления, как сумел ответить на эти вопросы, позволяет называть его гением.

 

А вы в жизни и в профессии прибегаете к игре, чтобы сохранить нервы? Или, как и русские актеры, принимаете все близко к сердцу и страдаете?

 

— Я все принимаю близко к сердцу. Порой это очень тяжело. С годами понял, что у меня трагическое восприятие мира, и я не понимаю — почему так много в мире несчастий? Мне это небезразлично. Некоторые не верят, говорят, что я притворяюсь или преувеличиваю. Работа над фильмом о Шекспире, углубление в его творчество не сделали меня оптимистом.