T: (343) 37 62 600

E: reklama@uam.ru

V: iPad
Обновленный сайт журнала «Уральские авиалинии» теперь и на iPad!
Смотри с друзьями, читай интересные статьи.
Закрыть
№ 5 (92) Сентябрь/Октябрь 2016
№92

Красивый человек Римас Туминас

«Спектакли хочется делать очень подробные, тонкие и непременно нежные, тихие, глубокие, с явлениями, смыслами, событиями…» — так сформулировал свой творческий метод театральный режиссер Римас Туминас.

— Римас Владимирович, почему вы решили вернуться к трагедии Софокла «Царь Эдип», которую первый раз поставили в 1998 году в Государственном академическом театре Литвы?

— Главная причина возвращения к трагедии Софокла «Царь Эдип» — время. В 1998 году, накануне прихода нового тысячелетия, в воздухе витали такие же настроения, как сегодня — сомнения, неуверенности, отсутствия опоры, смысла. «Царь Эдип», на мой взгляд, помогает понять, что такое сила, а что слабость, в чем истинное величие, а в чем самая большая низость. Царь Эдип в древнегреческой мифологии не принадлежит к абсолютным героям, как Геракл или Тесей, но он истинный герой, потому что совершает поступок, на который сегодня не способны многие власть имущие.

— В чем его героизм? В том, что он разгадал загадку Сфинкса и спас город, или в том, что выколол глаза, узнав, что стал убийцей своего отца и мужем своей матери?

— Во-первых, ослепив себя, он признал, что был незряч и далек от истины. Во-вторых, всю ответственность за убийство отца и за тяжкий грех — кровосмешение (для древних греков это был самый тяжкий грех) он взял только на себя. Переживание вины — переживание силы, а переживание рабьей обиды — это слабость. Он принес себя в жертву, а жертвенность всегда аристократична и благородна. Есть еще одна причина, по которой я обратился к несчастным царям Фив. Дело в том, что я — сторонник монархии, крепкой руки, единовластия. Людям необходимо иметь сильную опору, сильную власть, а вот где та тонкая грань между сильной властью и тиранией, — ответ в трагедии Софокла.

— Ваш «Евгений Онегин» гастролирует по всему миру и везде с успехом. Как лично вы можете объяснить большой интерес Запада к русской классике?

— Для Запада вечная загадка, почему у русских никогда ничего не получается в идеале. Мы уже не говорим про любовь или счастье, а даже про такую малость, как невозможность трех сестер уехать в Москву. Западный человек ломает голову над русским фиаско: отчего же, когда так хорошо начинается и так красиво развивается, в конце все это рушится? Запад оценивает героев рационально, по конечному результату. Им не важен процесс, а важен итог.

— Как вы ощущаете наше время?

— Как начало большой и прямой битвы. Продолжаем сочинять новую историю, а стать достойными наследниками старой, увы, не можем. Сегодня время рыцарей.

— Кто такой рыцарь с учетом реалий дня сегодняшнего?

— Рыцарь жертвует собой и своим благом, но никогда не жертвует ценностями.

 

Беседовала Анжелика Заозерская